03.12.2024 12:28
Санкт-Петербург

Жертвами кибермошенников все чаще становятся не пенсионеры, а молодежь

Текст:  Ольга Гуго (Санкт-Петербург)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №274 (9516)
По данным ГСУ ГУ МВД России, за 10 месяцев 2024 года в Петербурге и Ленобласти правоохранители зарегистрировали более 22 тысяч фактов хищений денежных средств граждан. Большую часть таких краж злоумышленники провернули с помощью информационно-телекоммуникационных ИТТ-технологий. Причем кибермошенничество составляет 30 процентов от всех зарегистрированных в городе дел. И количество таких случаев неуклонно растет: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года зарегистрировано на 2,5 тысячи преступлений больше. Аферисты не только изобретают все более изощренные способы выманить деньги у доверчивого старшего поколения, но и переключаются на новую аудиторию. Теперь под их прицел попали молодые люди.
Мошенники регулярно придумывают новые схемы обмана. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Под ИТТ-преступлением обычно подразумевается злодеяние, совершенное при помощи телефона, интернета и других средств коммуникации. Больше всего такой способ любят использовать мошенники для кражи денег граждан. В день совершается 75 преступлений - и это только те, что зарегистрированы.

Законодатели всячески пытаются противодействовать печальной тенденции, поэтому за мошенничество в интернете введена более строгая ответственность. Но раскрываемость таких преступлений все равно прискорбно низкая. По разным подсчетам, она составляет 30-35 процентов.

- Причина кроется в основном в том, что преступников просто физически невозможно задержать, поскольку они находятся на территории другого, недружественного нам государства, - объясняет заместитель начальника следственной части ГСУ ГУ МВД России полковник юстиции Алексей Байло.

Мошенники усложняют схемы обмана и расширяют возрастной диапазон своих потенциальных жертв. Все чаще в сети аферистов попадают молодые люди. Только приманивают их не страхом лишиться денег, а возможностью легко и быстро заработать на соинвестировании.

Исследование: 70% россиян сталкивались с кибермошенничеством

Это происходит примерно так: мошенник звонит и представляется членом финансовой группы или компании и предлагает жертве к ней присоединиться. Для этого молодому человеку нужно всего лишь установить на телефон приложение и сделать первый небольшой вклад. Обычно он не превышает 10 тысяч рублей. "Инвестор" получает первые проценты - и этой эйфории от маленькой удачи хватает, чтобы полностью поверить в работоспособность такого способа заработка. Дальше в приложение идут 50 тысяч рублей, а потом мошенники начинают внушать жертве необходимость взять кредит.

Чаще всего, стремясь быстро заработать, молодые люди оформляют автокредиты. Банки выдают денежные средства под пониженный процент, но с условием, что заемщик через месяц вернется с залогом в виде автомобиля. Если этого не произойдет - кредит станет потребительским, с более высоким процентом.

Молодые люди рассчитывают быстро зачислить эти деньги в приложение и хорошо заработать. Конечно, успехом это не заканчивается. И когда жертвы хотят вывести все вложенные средства, фейковый ресурс блокируется, превращаясь в лучшем случае в доказательство факта обмана.

Молодые люди почему-то считают, что кредиты легко списать, объявив себя банкротом

К слову, судебная практика, когда взявшие кредиты жертвы мошенников освобождались от обязанности выплаты денежных средств, уже есть, хоть и небольшая. Если гражданин взял кредит, находясь под влиянием аферистов, суды могут признать сделку недействительной. Но только если наличие этого влияния подтвердит психолого-психиатрическая экспертиза. Однако согласно ГК все полученное даже по недействительной сделке гражданин должен вернуть.

Юрист Хаминский: Мошенники могут запугивать конфискацией денежных средств

- Мы предложили другую правовую позицию - признавать договоры незаключенными и доказывать, что в этих кредитных отношениях гражданин действовал не по своей воле, а был своеобразным инструментом в руках мошенников, - обращает внимание заместитель председателя Общественного совета ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти, директор автономной некоммерческой организации "Санкт-Петербургский экспертно-правовой центр" Марина Горлачева.

Но если дело касается соинвестирования, такая правовая позиция не защитит молодого человека, поскольку он сознательно взял кредит и обманул банк. Расплачиваться за эту ошибку придется долго.

- Молодые люди почему-то считают, что кредиты легко списать, объявив себя банкротом. Поэтому сейчас мы наблюдаем эпидемию банкротств. Очень сочувствую судьям арбитражного суда, которые слушают по 100 таких дел в аншлаге. Разумеется, настроения и у банков, и у судей - не списывать долги, - заключает эксперт.

Важно

Актуальна сейчас и проблема дроперов. Аферистам нужно как-то вывести и обналичить украденные у граждан деньги. Банки обычно выявляют сомнительные операции и стараются их остановить. Поэтому для вывода средств злоумышленники используют карты подставных лиц, готовых предоставить свои счета. Таких людей и называют дроперами.

И эту сферу активно подпитывает молодежь. Сегодня в телеграм-каналах можно найти множество предложений о покупке банковской карты, присоединенной к номеру телефона. Суммы у таких сделок приличные: комплект, включающий банковскую карту, пароль и логин от личного кабинета, стоит 25-30 тысяч рублей.

- Живой пример: пенсионерка перевела деньги на такой счет, и в суде выяснилось, что его владельцем является выпускница одного из престижных вузов. В судебном отзыве девушка написала, что с нее нельзя взыскивать деньги, поскольку она передала карту своей приятельнице, а та другому третьему лицу. Суд занял жесткую позицию. Вчерашняя студентка будет платить с процентами более 700 тысяч рублей. Не исключено, что в этой истории есть и криминальные проявления, поскольку, по данным налоговой, девушка имеет 11 счетов в нескольких городах, - приводит пример Марина Горлачева.

Пострадавшим от мошенников обычно разъясняют, что на держателя счета, на который ушли деньги, можно составить иск. Люди эту возможность используют. И суды их поддерживают.

Санкт-Петербург