Как рассказал "Газете.ru" гендиректор группы компаний "Автоспеццентр" Андрей Терлюкевич, спад продаж в ноябре произошел из-за высокой ключевой ставки Центробанка. Лизинговые продукты стали нерентабельными для юридических лиц, в итоге объемы корпоративных продаж сократились. Выросшие ставки по кредитам резко сузили круг покупателей среди физлиц, новые ставки утильсбора повысили цены на автомобили - это тоже сказалось на спросе. Эксперт считает, что ослабление рубля пока еще не отразилось в полной мере на спросе и стоимости машин на складах, но новые импортируемые автомобили подорожают.
Замгендиректора по продажам новых автомобилей группы "Авилон" Ренат Тюктеев отмечает, что продажи в России не будут расти в ближайшие полгода. Его прогноз на 2025 год - реализация не более 1,2-1,4 миллиона машин (ниже, чем ожидается в 2024-ом). Удельная прибыль на один автомобиль у ведущих игроков на рынке новых авто достигла минимальных значений в отрасли за последние 10 лет. Повышать продажи в таких условиях - слишком дорогое удовольствие.
Андрей Терлюкевич считает, что в декабре возможна легкая стабилизация рынка - в преддверии новогодних праздников покупательская активность растет. Но в будущем году она будет ниже 2024 года на 10-20%.
Эксперт пояснил, что финансирование складов при текущей ключевой ставке за полтора месяца приводит к прямым убыткам. Поэтому придется снижать товарные запасы. Сделать это без поддержки импортеров дилерам будет сложно, а импортеры без дилеров не смогут распродать уже произведенные автомобили.
Экс-президент РОАД Олег Мосеев полагает, что пока ставки по кредитам и депозитам будут высокими, ждать, что люди будут покупать автомобили, не стоит. Он подтверждает, что в 2025 году рынок может упасть на 20% и напоминает, что прогнозы о том, что повышение утильсбора и запредельные кредитные ставки приведут к охлаждению спроса, а повышенные ставки по депозитам будут вымывать деньги с рынка, были изначально.
IT-предприниматель и эксперт по автобизнесу Александр Усольцев считает, что в ближайшие месяцы рынок будет пребывать в замедленном состоянии. Как долго это продлится, зависит от множества факторов, включая политику ЦБ и поведение рубля. Автомобилей, ввезенных до повышения утильсбора, хватит на 2-4 месяца. Дилеры будут стараться балансировать спрос и предложение, применяя все доступные инструменты.
Дилерские центры многих брендов сейчас находятся на грани рентабельности. В ближайшие несколько кварталов, с текущим уровнем ключевой ставки, сети будут сокращаться, прогнозирует эксперт.
Ранее "РГ" назвала топ самых продаваемых автомобилей в ноябре 2024 года.