Колледжу тридцать лет: число солидное. Был ли концерт "Посвящение Галине!" оммажем творчеству Вишневской? Конечно, мы вспомнили ее исполнительский и педагогический талант, снова услышали ее сопрано на старой записи. И все-таки концерт был шире. Это был оммаж музыке и всем педагогам, которые здесь работают. Галина Павловна оценила бы такой подход.
Первое отделение - вполне ожидаемое приглашение в мир классики. Каноничный Моцарт (адажио из Концерта №3 Ре мажор), "Русский танец" Чайковского, "Талисман" Владимира Беляева на стихи Пушкина, "Песня о блохе" Мусоргского на стихи Гете. Вокальные произведения, очевидно, не должны были остаться в тени инструментальных - тем более что ученики представляли разные кафедры и демонстрировали все, чего достигли. Растрогала пастораль Чайковского из оперы "Пиковая дама". Эта сценка будто бы создана для детей. Создалось ощущение, что именно так пастораль и должна была звучать.
Виртуозно и технично был сыгран Софией Ефименковой "Хоровод гномов" Листа. Звучала, впрочем, и музыка Пабло Сарасате, и здесь же - Александра Пахмутова. Ее подытоживающий "Хор хороший" как будто подчеркивал, что гармоничная классика проросла в XX веке. "Теплому" традиционализму нашлось место под железным авангардным куполом - ведь одним Шнитке сыт не будешь. Кстати, Шнитке в первом отделении тоже исполнили: но не какой-то из экспериментальных опусов, а невероятно лиричное адажио из балета "Эскизы". Дирижер, скрипач и педагог Иван Покровский, неоднократно выходивший на сцену в тот вечер, признался, что 90-летие Альфреда Гарриевича никак нельзя было проигнорировать.
"Для меня как для скрипача и дирижера было принципиально, чтобы номера, которые будет представлять инструментальное отделение, были профессиональными, - отметил Иван Покровский. - Я считаю важным учить детей и студентов на лучших образцах классической музыки. Поэтому - Моцарт, Чайковский. Не смогли обойти и юбилей Шнитке. Конечно, мне было важно показать разные инструменты и разные коллективы - в том числе симфонический оркестр, которым я руковожу, духовой оркестр и ансамбль ударных".
В целом уровень мастерства у исполнителей был разным. Ярче всего это выявили фрагменты оперы Мартина-и-Солера "Редкая вещь". Некоторые голоса не оставляли сомнений в твердости курса на большое искусство. Другие партии воспринимались как движение на ощупь. Сцена демократична, она открывает возможности перед каждым. Для исполнителя сам шанс выйти на сцену "Новой оперы" в подростковые годы может стать удивительно мощным импульсом, "витамином" будущего роста и волшебным эликсиром, выражаясь языком Гофмана.
Второе отделение контрастировало с первым. Академизм уступил место песням Дунаевского, джазово-эстрадным сочинениям (таким, как веселая и колоритная "Африка" Роберта Смита), неоклассике в лице Людовико Эйнауди, хореографическим номерам (танца было много!), а также нетривиальным и технически сложным произведениям - вроде "Полярного экспресса" Алана Сильвестри для духовых и Двойного концерта Эммануэля Сежурне для маримбы и вибрафона. Весь этот коктейль был приготовлен не дилетантами, а юными профессионалами, которые чувствуют музыку и получают от нее нескрываемое удовольствие. Второе отделение несло довольно ясный жизнеутверждающий месседж. Иначе как можно было превратить 5-ю симфонию Бетховена в современный ироничный "Beat heaven", под который воспитанники хореографа Виктора Шустова отважились танцевать степ! Что бы ни исполняли юные музыканты, творчество должно заражать. На юбилейном концерте этот принцип был очевиден.
"На этой сцене наши учащиеся были в первый раз. Многие еще не вполне понимают важность таких концертов. Поэтому приходилось увлекать собственным примером, - подчеркнул скрипач и дирижер, преподаватель колледжа Иван Покровский. - Главный комплимент после концерта - когда ко мне подходят студенты и говорят: Иван Вячеславович, давайте еще сыграем!?... Значит, работаем не зря".