08.12.2024 15:42
Культура

Ярмарка интеллектуальной литературы пригласила в Grand tour по русскому искусству

Текст:  Иван Владимиров
На ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction№26 издательство "Искусство - XXI век" представило "Путеводитель по русской живописи в трех книгах" Дмитрия, Андрея, Владимира Сарабьяновых.
Читать на сайте RG.RU

Может показаться, что жанр путеводителя для историков искусств неожиданный. То ли дело энциклопедия, ставшая любимым чтением просвещенных граждан со времен Дидро и Вольтера, или многотомная академическая история искусства, начатая в России с легкой руки Игоря Грабаря и весьма полезная в ученых штудиях… А путеводитель вроде бы жанр легкий. В путеводитель заглядывают, планируя поездку. Его перелистывают в гостиницах дальних стран, выбирая маршруты следующего дня.

На non/fictio№26 прошла встреча с Захаром Прилепиным и авторами книг о Донбассе

Путеводитель обещает не ночные бдения перед экзаменом, а радость прогулок и открытий. Он создан для отдыха и удовольствий, для радости общения, для готовности поразить спутницу своими познаниями… И если вспомнить томики Якоба Буркхардта, Павла Муратова, а сегодня и Аркадия Ипполитова, которые читали и читают, мечтая о путешествиях по Италии или готовясь к своему Grand tour, русские барышни и их спутники, то можно сказать, что путеводитель искусству имеет весьма достойных предшественников. Травелог, как минимум, один из них.

В сущности, издательство "Искусство- XXI век" предлагает путеводитель для Grand tour"а по русскому искусству. В качестве проводников - три искусствоведа, которых объединяет не только любовь к искусству, но и семейные связи.

Сарабьяновы - семейство, в котором любовь к живописи и преданность изящным искусствам впитывают, кажется, с младых ногтей. Сарабьянов-старший, Дмитрий Владимирович (1923-2013) - один из первооткрывателей русского авангарда и тонкий знаток русской живописи XIX века, блестящий историк и исследователь отечественного искусства. Когда появилась идея путеводителя, он первым успел сложить паззл своего маршрута - по русскому искусству XIX века.

Его сын Владимир Дмитриевич (1958-2015) - замечательный художник-реставратор, исследователь древнерусского искусства. Среди его трудов - исследование фресок церкви св. Георгия в Старой Ладоге, фресок Спасской церкви Евфросиниева монастыря в Полоцке, мозаик Софии Киевской (совместно с Ольгой Поповой). Тексты для путеводителя Владимир Дмитриевич не успел завершить. Его дочь Мария Сарабьянова составила на основе его научных работ путеводитель по истории древнерусского живописи - от домонгольских времен до XVII столетия. Мария Владимировна успела завершить эту работу незадолго до своей трагической гибели летом 2022 года.

Третью часть путеводителя, посвященную живописи рубежа XIX -ХХ веков и русскому авангарду первой трети ХХ столетия, подготовил Андрей Дмитриевич Сарабьянов, создатель "Энциклопедии русского авангарда" и куратор серии выставок, знакомящих с неизвестными работами художников-авангардистов из собраний провинциальных музеев. Он составлял этот путеводитель, опираясь на тексты свои и отцовские.

Ежегодная книжная ярмарка Non/fiction в Гостином Дворе в Москве

В общем, путешествие по русской живописи оказалось очень личным. Оно стало также воспоминанием и о пройденном пути жизни и исследований. Путь этот для каждого в этой удивительной семье был собственным выстраданным выбором. В конце концов нельзя же все время идти "по стопам". У каждого свой путь.

Андрей Дмитриевич Сарабьянов, для которого завершение работы над "Путеводителем…" стало и долгом перед ушедшими родными людьми, подчеркивал на презентации отнюдь не хрестоматийный характер издания: "Это авторский взгляд на русскую живопись, которая нравится нам троим, - речь идет и о непререкаемых шедеврах, и о произведениях малоизвестных".

Прямая речь

Андрей Сарабьянов, историк искусства, исследователь русского авангарда:

- В наши намерения не входило переписывать историю русского искусства. Хотелось найти новый подход к этой теме. Выбрали жанр путеводителя. Этот "Путеводитель…" - приглашение в путешествие по русской живописи. По художникам, которые наиболее интересны нам, авторам.

Это абсолютно субъективный выбор. Не надо относиться к этому как к хрестоматии или искать каких-то общеизвестных вещей. Нам нравятся эти художники, и мы об их работах написали. Если наши вкусы совпадают со вкусом читателей, можно только радоваться.

Мы выстроили свой маршрут - от древнерусского искусства до русского авангарда. Можно им воспользоваться. Можно выстроить свой. В любом случае - это приглашение в путешествие.

На ярмарке non/fiction презентовали премию "История Будущего"
Литература