09.12.2024 22:12
Культура

В Музее музыки открылась выставка в честь 180-летия Римского-Корсакова

За что Римского-Корсакова уволили из консерватории
Текст:  Андрей Васянин
Российская газета - Федеральный выпуск: №280 (9522)
Из пятнадцати опер, сочиненных Николаем Римским-Корсаковым, 180-летие которого мы отмечаем в этом году, пять - это оперы-сказки. Именно о них рассказывает новая выставка в Российском национальном музее музыки.
На выставке от истории к истории переходишь, словно листаешь альбом на глянцевой бумаге. / Сергей Куксин
Читать на сайте RG.RU

"В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут..." - однажды Римский-Корсаков сыграл своим гостям фрагмент своей "Сказки о царе Салтане", в котором речь шла о путешествии царицы с сыном в бочке. И на его вопрос, что они представляют себе, слушая эту музыку, гости безошибочно ответили - блистание звезд в холодном небе.

Фрагмент выставки, посвященный опере по сказке Пушкина, полон чудес и раритетов. Рукопись вступления к "Сказке о царе Салтане", ноты - даром что черновик - вписаны собственноручно Римским-Корсаковым в нотный стан рукой твердой и аккуратной. На обложке роскошного, оформленного в "русском стиле" клавира оперы парижского издания - три прекрасных девицы прядут, царь Салтан подсматривает и подслушивает. Сватью бабу Бабариху художник Иван Билибин увидел не сгорбленной старухой, а танцующей девицей.

Из истории в историю переходишь, словно листаешь альбом на глянцевой бумаге: экспрессивные эскизы костюмов из рук Бенуа и Поленова, клавиры в толстых обложках с золотым тиснением и цветными вклейками, многофигурные фарфоровые мизансцены. Жена художника Михаила Врубеля предстает в кокошнике в череде фотографий певцов - участников постановки оперы "Садко", среди которых Шаляпин - и в том самом образе "Волхова" в майолике работы Врубеля.

Римский-Корсаков: "Милейший Петр Ильич, на ехидства Ваши я нисколько не сержусь"

Для выставки "Царь сказки" свои фонды объединили РНММ и Псковский музей-заповедник.

Музыкальные сказки Римского-Корсакова выходили во времена расцвета русской сценографии, их оформляли Врубель, Коровин, Серов, Поленов. Идеи Коровина делать декорацию не просто фоном, а частью постановки воспринял Федор Федоровский - его эскиз "Торжища" для "Садко" в Большом театре с готовым к отплытию кораблем - это целая картина в сдержанных красках и с напряженным сюжетом. Работа Евгения Праведникова 1940 года, иллюстрация к опере "Кащей бессмертный": главный герой восседает на вознесшемся над землей троне, опершись на двуручный меч, в рогатом шлеме викинга.

Впервые в творческой биографии Римского-Корсакова главным героем оперы стал злодей: "Кащей..." писался композитором в преддверии революции 1905 года, а сам Римский-Корсаков единственный раз в жизни участвовал в общественном движении, опубликовав в газете письмо о поддержке студенческой забастовки, за что был уволен из Санкт-Петербургской консерватории...

Ее профессором он стал уже в 27, совмещая преподавание и сочинение музыки. На выставке есть его профессорские очки, но сильно близорукий Римский-Корсаков нередко надевал поверх них вторые, и все равно мог не узнать на улице знакомого, отчего его считали человеком высокомерным. Между тем в кабинете композитора, воспроизведенном тут в макете, не было рояля. Он стоял в гостиной, на нем музицировала супруга, с которой он прожил 37 лет.

Выставка "Царь сказки. К 180-летию со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова"
Выставка "Виктор Цой. Легенда" погрузит в мир творчества лидера группы "Кино"
Классика Музеи и памятники