Теперь этот вопрос рассмотрят со всех сторон - в новой Стратегии развития образования, которую представят к марту 2025 года.
Документ, в котором будут заложены векторы развития образования до 2036 года с прицелом на 2040-й - знаковый. Над ним уже начали работать педагоги, ректоры, представители бизнеса, студенты, депутаты - всего около 500 экспертов.
- Это беспрецедентный по масштабу проект, - отметил вице-премьер Дмитрий Чернышенко. - Стратегический документ, так или иначе, коснется практически каждого гражданина в стране. И каждый может внести свои предложения через портал "Госуслуги".
По словам министра просвещения Сергея Кравцова, основные задачи на ближайшее время: анализ текущего состояния образования, изучение статистики, оценка общественного мнения и выявление проблем, которые "либо дополняют уже известные вызовы, либо раскрывают новые направления, требующие внимания". Кстати, уже в январе 2025 года должно состояться публичное обсуждение Стратегии с молодежью и народными учителями России.
Глава минпросвещения добавил, что уже выделено около 180 "точек внимания": от повышения качества преподавания и доступности образования до внедрения инновационных технологий и повышения квалификации педагогов. И одна из этих точек - репетиторство.
Создана даже отдельная рабочая группа, которая займется вопросом замены репетиторства бесплатными услугами в школах, а также в целом повышением уровня школьной подготовки.
На недавнем заседании Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и нацпроектам о репетиторстве достаточно резко высказался Дмитрий Чернышенко.
- Родители вынуждены тратить деньги на платные услуги репетиторов, которые зачастую - сами учителя либо те, кто уходит из учителей в самозанятость. И тут надо думать над повышением качества образования в школе, - сказал вице-премьер. - Мы планируем заменить это бесплатными услугами, чтобы дети могли сдавать ЕГЭ без привлечения платных специалистов.
Репетиторству конец? Вряд ли. Работа эта была всегда, и репетиторы реально помогали и помогают подтянуть школьников - и просто в течение учебного года, и точечно - перед ЕГЭ.
- Доступность качественного образования выражается и в возможности подготовки к экзаменам в школе без привлечения дополнительных ресурсов семьей, - пояснила "РГ" руководитель рабочей группы "Общее образование" в рамках Стратегии, проректор НИУ ВШЭ Татьяна Васильева. - Варианты такой подготовки могут быть разными - это и дополнительные занятия от лучших учителей страны, курсы от региональных методистов, преподавателей вузов, занятия с наставниками - победителями и призерами олимпиад, студентами старших курсов педагогических университетов, материалы платформы "Моя школа". Часть из этих возможностей уже доступна, часть разрабатывается.
Васильева особо отметила, что разработчики Стратегии не рассматривают варианты полной отмены или запрета существующих сейчас онлайн-школ, вузовских курсов и работы репетиторов.
- Стратегия предложит дополнительные бесплатные для семей варианты развития и повышения образовательных результатов школьников, - gояснила Васильева. - Один из основных принципов для всех рабочих групп - доступность качественного образования для каждого ребенка, независимо от места жительства, материального статуса семьи и от каких-то еще параметров.
Васильева рассказала также, что уже сейчас министерство просвещения и Рособрнадзор работают над еще большим сближением школьных программ и экзаменационных вопросов Единого госэкзамена.
По словам эксперта, школьная программа и материалы экзаменов синхронизируются, то есть "будут спрашивать именно то, что изучают, а изучать то, что будут спрашивать".