11.12.2024 18:06
Культура

Белорусско-российский фильм "Черный замок" 12 декабря выходит на экраны СГ

Сегодня на экраны Союзного государства выходит белорусско-российский фильм "Черный замок"
Текст:  Татьяна Хорошилова (sh@rg.ru)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №46 (1154)
12 декабря на экраны Беларуси и России выходит фильм "Черный замок", снятый по роману выдающегося белорусского писателя Владимира Короткевича. Премьера ленты с успехом прошла на "Мосфильме".
Манускрипт нахождения сокровищ попадает в руки молодого историка Антона Космича (актер Евгений Шварц), за которым начинается погоня / Must See Magic Film
Читать на сайте RG.RU

Фильм открывал Международный минский кинофестиваль "Лiстапад", его выход приурочен к празднованию 25-летия Союзного государства и 100-летию белорусского кино. В ленте показано немало белорусских замков: костел Святой Вероники в деревне Селище, усадьба Чапских в Прилуках, Мирский замок... Часть съемок прошла и в новых студийных павильонах "Беларусьфильма".

Как рассказал режиссер Кирилл Кузин, фильм о Черном замке Ольшанском уже был снят классиком белорусской кинематографии Михаилом Пташуком. "Мы решили обновить историю. Она уходит корнями в XVII век. Сохранившийся до наших дней пергамент попадает в руки молодого исследователя Антона Космича, он узнает, что драгоценности польских князей Ольшанских могут быть спрятаны в подземелье Ольшанского замка. Мистическим образом Космич переносится в прошлое, где ему предстоит разгадать тайну находки и стать частью старинной легенды о Черном замке".

После премьеры фильма мы побеседовали с композитором Юрием Потеенко.

Юрий Анатольевич, сложно ли было сохранить атмосферу детектива Короткевича, балансируя между Средневековьем и современностью?

Юрий Потеенко: Мы работали в атмосфере взаимопонимания. У нас не было творческих разногласий, споров, когда "ребенок" рождается в муках. В муках ничего хорошего не рождается. У нас была возможность записывать музыку с прекрасными музыкантами и с прекрасным оркестром. Работа была легкой, делалась нами с большим удовольствием, с присутствием артистического флера, который необходим для записи музыки в кино.

Выход ленты приурочен к двум знаменательным датам: 25-летию Союзного государства и 100-летию белорусского кино

Сравнивали ли вы себя с зарубежными фильмами: "Сокровище нации", "Индиана Джонс", где музыкальная тема главнее, чем сам фильм? Музыка, которая звучит в "Черном замке", со временем может стать легендарной?

Юрий Потеенко: Музыка не выйдет из фильма. Самое главное достоинство музыки в кино, когда она не выходит из фильма и не тащит на себя "одеяло", является абсолютно органичной внутри тех событий мира кино, где она существует.

В Беларуси оперой "Хованщина" отметили 25-летие Союзного государства

Есть разные взгляды: должна ли музыка выходить из зрительного зала или нет?

Юрий Потеенко: Есть изначальное видение продюсера, должна или нет музыка выйти из фильма за пределы кино, но, как правило, я мало встречал режиссеров, которые бы хотели такую музыку, которая была бы больше, чем кино.

Владимир Короткевич изучал и широко использовал в своем творчестве фольклор - духовное сокровище народа. Студентом исследовал в своей дипломной работе социальные сказки и легенды в восточнославянском фольклоре.

Юрий Потеенко: У нас возник разговор с продюсером фильма по поводу того, что он услышал в музыке русские интонации. Он сказал: "Мне нужны белорусские". И тут я крепко задумался, чем же русские интонации отличаются от белорусских. Я не нашел больших принципиальных различий между белорусскими и русскими интонациями.

Сюжет фильма уносит во времена восстания православных князей против польского короля. / Must See Magic Film

Короткевич глубоко погружался в язык.

Юрий Потеенко: Чем глубже погружаешься во времени, тем больше понимаешь, что русский и белорусский языки в принципе одно и то же. Общие корни говорят о единстве, об общей истории, у нас единый язык и единый менталитет. Это наше общее кино, которое интересно должно быть всем: и русским, и белорусам, и нашему грузинскому оператору.

Фильм снят в двух вариантах - одна версия длится 3 часа 20 минут, вторая - час пятьдесят. Будет ли сериал, продолжение?

Юрий Потеенко: Это зависит от проката.

Режиссер Владимир Хотиненко: Прикосновение к другой культуре дает бесценный опыт

Где будет прокат?

Юрий Потеенко: В Беларуси и России, а также в Китае. Председателем жюри Минского международного кинофестиваля "Лiстапад-24" был китаец и он наградил фильм.

Для каких фильмов вы любите писать музыку?

Юрий Потеенко: Для новых.

Сколько часов длится рабочий день?

Юрий Потеенко: Самый удачный рабочий день - это когда проснулся и никто тебе не звонит. После обеда становится хуже - звонки одолевают, приходится включаться в жизнь.

Самое страшное?

Юрий Потеенко: Просыпаешься, а музыки в голове нет.

Что вдохновляет композитора?

Юрий Потеенко: Жизнь. Я живу в мире, который меня вдохновляет или не вдохновляет. Это всегда состояние и реакция души на то, что ее трогает.

Как возникает главная музыкальная тема в фильме?

Юрий Потеенко: Когда видишь отснятый материал и понимаешь, о чем фильм.

Над чем сейчас работаете?

Юрий Потеенко: Над "Арсеньевым". Роль исследователя Дальнего Востока исполняет народный артист России Евгений Миронов. Это будет восьмисерийный фильм. Также я записал 31 передачу на радио "Орфей" - "Голос за кадром".

Наше кино Беларусь