Фильм открывал Международный минский кинофестиваль "Лiстапад", его выход приурочен к празднованию 25-летия Союзного государства и 100-летию белорусского кино. В ленте показано немало белорусских замков: костел Святой Вероники в деревне Селище, усадьба Чапских в Прилуках, Мирский замок... Часть съемок прошла и в новых студийных павильонах "Беларусьфильма".
Как рассказал режиссер Кирилл Кузин, фильм о Черном замке Ольшанском уже был снят классиком белорусской кинематографии Михаилом Пташуком. "Мы решили обновить историю. Она уходит корнями в XVII век. Сохранившийся до наших дней пергамент попадает в руки молодого исследователя Антона Космича, он узнает, что драгоценности польских князей Ольшанских могут быть спрятаны в подземелье Ольшанского замка. Мистическим образом Космич переносится в прошлое, где ему предстоит разгадать тайну находки и стать частью старинной легенды о Черном замке".
После премьеры фильма мы побеседовали с композитором Юрием Потеенко.
Юрий Анатольевич, сложно ли было сохранить атмосферу детектива Короткевича, балансируя между Средневековьем и современностью?
Юрий Потеенко: Мы работали в атмосфере взаимопонимания. У нас не было творческих разногласий, споров, когда "ребенок" рождается в муках. В муках ничего хорошего не рождается. У нас была возможность записывать музыку с прекрасными музыкантами и с прекрасным оркестром. Работа была легкой, делалась нами с большим удовольствием, с присутствием артистического флера, который необходим для записи музыки в кино.
Сравнивали ли вы себя с зарубежными фильмами: "Сокровище нации", "Индиана Джонс", где музыкальная тема главнее, чем сам фильм? Музыка, которая звучит в "Черном замке", со временем может стать легендарной?
Юрий Потеенко: Музыка не выйдет из фильма. Самое главное достоинство музыки в кино, когда она не выходит из фильма и не тащит на себя "одеяло", является абсолютно органичной внутри тех событий мира кино, где она существует.
Есть разные взгляды: должна ли музыка выходить из зрительного зала или нет?
Юрий Потеенко: Есть изначальное видение продюсера, должна или нет музыка выйти из фильма за пределы кино, но, как правило, я мало встречал режиссеров, которые бы хотели такую музыку, которая была бы больше, чем кино.
Владимир Короткевич изучал и широко использовал в своем творчестве фольклор - духовное сокровище народа. Студентом исследовал в своей дипломной работе социальные сказки и легенды в восточнославянском фольклоре.
Юрий Потеенко: У нас возник разговор с продюсером фильма по поводу того, что он услышал в музыке русские интонации. Он сказал: "Мне нужны белорусские". И тут я крепко задумался, чем же русские интонации отличаются от белорусских. Я не нашел больших принципиальных различий между белорусскими и русскими интонациями.
Короткевич глубоко погружался в язык.
Юрий Потеенко: Чем глубже погружаешься во времени, тем больше понимаешь, что русский и белорусский языки в принципе одно и то же. Общие корни говорят о единстве, об общей истории, у нас единый язык и единый менталитет. Это наше общее кино, которое интересно должно быть всем: и русским, и белорусам, и нашему грузинскому оператору.
Фильм снят в двух вариантах - одна версия длится 3 часа 20 минут, вторая - час пятьдесят. Будет ли сериал, продолжение?
Юрий Потеенко: Это зависит от проката.
Где будет прокат?
Юрий Потеенко: В Беларуси и России, а также в Китае. Председателем жюри Минского международного кинофестиваля "Лiстапад-24" был китаец и он наградил фильм.
Для каких фильмов вы любите писать музыку?
Юрий Потеенко: Для новых.
Сколько часов длится рабочий день?
Юрий Потеенко: Самый удачный рабочий день - это когда проснулся и никто тебе не звонит. После обеда становится хуже - звонки одолевают, приходится включаться в жизнь.
Самое страшное?
Юрий Потеенко: Просыпаешься, а музыки в голове нет.
Что вдохновляет композитора?
Юрий Потеенко: Жизнь. Я живу в мире, который меня вдохновляет или не вдохновляет. Это всегда состояние и реакция души на то, что ее трогает.
Как возникает главная музыкальная тема в фильме?
Юрий Потеенко: Когда видишь отснятый материал и понимаешь, о чем фильм.
Над чем сейчас работаете?
Юрий Потеенко: Над "Арсеньевым". Роль исследователя Дальнего Востока исполняет народный артист России Евгений Миронов. Это будет восьмисерийный фильм. Также я записал 31 передачу на радио "Орфей" - "Голос за кадром".