11.12.2024 08:20
В мире

Из-за реформ Хавьера Милея сильно пострадали строительный сектор и пенсионеры

Текст:  Алексей Чуриков (Буэнос-Айрес)
Спустя год после своей инаугурации в качестве президента Аргентины Хавьер Милей, несмотря на снижение популярности, продолжает пользоваться поддержкой со стороны примерно половины населения страны. За двенадцать месяцев своего правления, которое, по его же собственным словам, он осуществляет с помощью "бензопилы", закрыты 13 министерств, расформированы несколько государственных учреждений, резко сокращены расходы на образование, культуру и науку. Ориентировочно 50 тысяч человек были уволены с госслужбы, либо их контракты не были продлены, в частном секторе работу потеряли более 200 тысяч аргентинцев.
Читать на сайте RG.RU

Правительству Милея также удалось, ценой жесткого урезания госрасходов и значительного замедления печатного станка, сократить темпы инфляции в стране. В декабре 2023 года инфляция составляла 25,5 процента, что стало самым высоким показателем за последние 30 лет. С тех пор она замедлилась и в октябре этого года составила уже 2,7 процента. По оценкам местных экономистов, при сохранении актуальной тенденции по итогам 2024 года она ориентировочно составит более 110 процентов. Другим положительным для правительства моментом является достижение и сохранение профицита госбюджета, который за первые десять месяцев этого года достиг 1,8 процента от ВВП.

Футуролог Мария Суслова: Хавьер Милей - идеолог умирающего капитализма

Однако у такого "красивого" фасада из достижений есть и обратная, куда более неприглядная сторона. Так, в реальном секторе экономики к сентябрю активность снизилась на 3,1 процента. Сильнее всего пострадал строительный сектор, где произошел настоящий коллапс - активность снизилась почти на 30 процентов, в промышленности зафиксировано падение почти на 13 процентов. Из имеющейся в наличии статистики следует, что к концу августа было сокращено более 240 тысяч рабочих мест. При такой нестабильности на рынке занятости, стремительном падении покупательной способности (самое большое падение за последние 30 лет - 11 процентов в частном секторе и 22 в государственном) и сохраняющейся инфляции результаты эксперимента выглядят куда более драматично в социальном плане.

Пенсионеры, кстати, оказались в числе основных пострадавших, их покупательная способность в среднем снизилась на 20 процентов. В качестве побочного эффекта от "бензопилы", на который власти предпочитают не обращать внимания, является рост бедности. Новогодние праздники почти половина населения 40 миллионного государства встретит в официальном статусе "бедный", а 12,5 процента в статусе "нищий". Гораздо более удручающе выглядит статистика по детям - 65,5 процента аргентинских детей живут в бедности. По ряду оценок, если вести подсчет без учета все еще предоставляемых государством социальных пособий и ненакопительных пенсий, то уровень нищеты окажется на отметке в 23 процента, а бедности - на 55.

В беседах на улице с обычными прохожими, работниками киосков, аптек и супермаркетов уже не слышится того оптимизма, который звучал с приходом Милея к власти. "Аргентина нуждалась в реформах, но не такой ценой. Смотрите, технически я получаю 500 тысяч песо, вместе с мужем - 1,1 миллиона (примерно 1000 долл. США - прим. "РГ"), у нас двое детей школьного возраста. За аренду квартиры мы отдаем 500 тысяч, все остальное уходит на продукты, детей, лекарства и коммунальные расходы. Все сильно подорожало, мы вынуждены ограничивать себя во всем", - рассказала корреспонденту "РГ" Алисия Кастро, работница магазина, чья семья, согласно официальной классификации относится к категории "уязвимых", но не бедных граждан. Категория "хрупкий средний класс" приходится в Аргентине на диапазон доходов от 1,6 до 5 миллионов песо.

Хавьер Милей закроет единственное информагентство Аргентины

В среднем классе также звучит недовольство, поскольку представители наиболее благополучной прослойки аргентинского общества вынуждены примерно с середины этого года буквально сжигать свои сбережения, в том числе валютные. "Думаю, еще какое-то время мы можем потерпеть, но это не может длиться бесконечно. Бизнес не приносит дохода, все, что зарабатывается, тут же идет в расход. Да, наша экономика имеет глубокие системные проблемы, но просто урезая госрасходы ситуацию не исправить. Мы банально работаем в убыток, закупочные цены на сырье заоблачные", - прокомментировал ситуацию владелец небольшой стекольной фабрики Рикардо Саэнс. Его наблюдения эхом звучат от представителей аргентинской промышленности, чью продукцию Милей намерен заменить за счет дешевого импорта. Неспособный конкурировать с зарубежными товарами сектор ждет известный финал - банкротства и новые увольнения, что вполне укладывается в милеевскую формулу дикого капитализма.

"Это будет сложно, но мы этого добьемся. Да здравствует свобода, черт возьми!", - такими словами Милей завершил свою инаугурационную речь в 2023 году и произнес эту мантру еще много раз в своих выступлениях. Однако, свобода, к которой так часто апеллирует аргентинский лидер, пока что принесла большинству населения Аргентины только состояние шока и неопределенности. Да, наиболее обеспеченным аргентинцам удается менее болезненно справляться с ситуацией - к концу года они возобновили потребление, вернулись к поездкам за границу и покупке дорогих брендов. Средний класс все также пытается удержаться на плаву, приспосабливаясь к обстановке и тщательно контролируя свои расходы. А низший класс, та самая половина граждан, посвятил уходящий год выживанию на фоне еще более радикального снижения уровня жизни и отсутствия какой-либо надежды на его улучшение в краткосрочной перспективе.

Аргентина