Без стереотипов
Билеты проверены, чемоданы уложены, автоинформатор громко объявляет, что до отправления поезда в Москву остаются считаные минуты. Пассажиры удобно устраиваются на своих местах и вглядываются в окна, ожидая, когда под стук колес вокзальные картинки поплывут вдоль перрона. Проводники в это время заняты делом.
- Это стереотип, что работа проводника заключается только в том, чтобы проверить билеты, предложить чай и разбудить перед нужной станцией, - рассказывает Анастасия. - Безусловно, комфорт пассажиров - приоритет, но есть и другие задачи. До отправления поезда мы принимаем вагон, экипируем его, готовим постельное белье, пополняем запасы чайной продукции, проверяем исправность оборудования... Эта часть работы скрыта от глаз пассажиров, но от нее напрямую зависит комфорт их поездки.
Вайбовую атмосферу в вагоне обеспечивает чай. В фирменных железных подстаканниках он особенно вкусный. И это тоже заслуга проводника, который на протяжении всего пути следит, чтобы "титан" выдавал воду нужной температуры. А около семи утра пассажирам предлагают горячий завтрак, который готовят в вагоне-ресторане. На выбор - курица, рыба, драники и сырники. Повара вспоминают добрым словом.
Перечисляя обязательные для своей профессии качества, девушка называет доброжелательность, ответственность и стрессоустойчивость. А на вопрос, насколько представления о романтике стальных магистралей соответствуют реальности, отвечает:
- За поездной романтикой скрывается немало сложностей, но любая задача по плечу, если рядом верные коллеги, готовые поддержать и прийти на помощь в трудную минуту, а дома ждет любящая семья.
Фирменный поезд курсирует ежедневно. Для пассажиров ночной рейс очень удобен, а вот проводникам удается поспать лишь несколько часов. Даже по возвращении в Минск они не могут поехать домой, ведь сразу нужно готовить вагон в обратный путь.
Дома Анастасию ждет муж. Он с пониманием относится к длительным поездкам супруги, ведь и сам частенько отправляется в служебные командировки. Редкие совместные выходные стараются проводить вместе. Зато, шутит Анастасия, не успевают надоесть друг другу.
Белорус и россиянин всегда договорятся
Стать проводником непросто. Собеседница вспоминает, что ей пришлось проявить немало упорства:
- С детства мечтала стать стюардессой, но с языками не сложилось, поэтому пошла в проводники.
И вот уже шестой год в дороге. Устает, конечно, признается Анастасия:
- Первое время выходила из поезда, и мне казалось, что земля под ногами продолжает вибрировать. Дома тяжело было засыпать, но постепенно ко всему привыкаешь.
Анастасия начинала с поезда Минск - Анапа, затем сдала экзамен и получила шестой разряд, а вместе с ним работу проводника на фирменном поезде Минск - Москва.
- Фирменный поезд - это другой уровень, - говорит девушка. - Люди более самостоятельные, в основном едут из столицы в столицу по работе, иногда за покупками или в гости к родственникам. Конфликтов и разногласий в вагоне не припомню. Белорус и россиянин всегда договорятся друг с другом.
Новый год в пути
Проводнику надо быть хорошим психологом. Бывали всякие ситуации, вспоминает собеседница:
- Один из пассажиров нашел меня в соцсетях и несколько лет настойчиво писал, предлагал встретиться. Кстати, многие мои коллеги вышли замуж за своих пассажиров и создали прекрасные семьи. И как после таких историй не верить в дорожную романтику?
С опытом Анастасия пересмотрела и подход к личному багажу. Теперь все необходимое умещается в небольшую дорожную сумку. Есть у проводников и профессиональные суеверия. Вагонные ключи нельзя класть на стол. И ничего нельзя шить, к иголке даже не притрагиваются.
...В рабочих хлопотах время летит незаметно. И вот уже в предрассветных сумерках виднеются очертания московских высоток. Через пару минут фирменный причалит к перрону Белорусского вокзала. Но времени расслабляться у проводника нет - вечером обратный рейс.
- Впереди самая горячая пора - праздники. Когда все едут отдыхать, мы работаем. Новый год встречаем в поезде. Отношусь к этому спокойно, да и нет тех новогодних эмоций, как в детстве, - признается Анастасия.
Удивительно, но мечта у проводника поезда Минск - Москва... съездить в Москву. Только не проводником, а туристом - в наступающем году.
Проводник - слово с глубоким смыслом
- Мы ведем людей - от города к городу, от одной жизненной ситуации к другой. И от того, насколько хорошо мы это делаем, во многом зависят душевное состояние, настроение наших пассажиров, а значит, и успех дела. Мы, проводники, как паромщики, которые соединяют берега нашей общей реки - Союзного государства. За шесть лет общения с пассажирами я поняла, что менталитет, характер у белорусов и россиян почти ничем не отличаются. Своих земляков узнаю разве что по произношению. Но для этого надо иметь тонкий слух, - улыбается Анастасия.