В помещениях студии - пластилиновые персонажи цикла "Сказки деда Опони". Вот коми-пермяцкий Прометей из сказки-небылицы "Как парень огонь добывал". В другой комнате - герои мультика "Счастье Егора". В основе сюжета - реальная история мальчика Егора Сторожева из села Архангельского. Несмотря на жизненные трудности, он выбился в люди и стал искусным синельщиком - мастером по покраске тканей. В "Счастье Егора" использовали ткани для коми-пермяцких народных костюмов, много лет пролежавшие в бабушкиных сундуках. А вот и сам дед Опоня - умудренный опытом, знающий множество сказок.
- В мультфильмах мы хотим показать особенности быта народов Прикамья, их ремесла и промыслы, - говорит руководитель студии Олеся Асхатова. - Последняя история пряничная. Все персонажи, декорации и даже текст титров сделаны из теста и испечены по рецептам кунгурских мастеров. Ароматный реквизит приходится запирать в шкафу, чтобы у ребятишек не возник соблазн его отведать.
В пряничной сказке дед Опоня рассказывает о том, как заяц и лиса жили в одной избушке. Она очень похожа на русскую народную, однако есть и отличия. После того как весной ледяной домик лисы растаял, она пришла к зайцу, только выгонять его не стала, хотя без хитрости с ее стороны все-таки не обошлось. Узнав, что у зайца на чердаке припрятан горшок с маслом, плутовка стала тайком его опустошать. Масло закончилось, и пришло несчастье в дом - есть больше нечего. Однажды лиса увидела в лесу обоз с рыбой, легла у него на пути и прикинулась мертвой. Мужики закинули ее на телегу, но она "ожила" и стащила рыбу. Принесла добычу зайцу, и начался у них пир горой.
Эта история не только о дружбе, но и о том, как создаются пряники. В старину они были сладким гостинцем и игрушкой, которую можно показать друзьям. Пряники называют печатными, поскольку для их производства изготавливают специальные формы из дерева. Ими делают оттиск на тесте (печать), очищают заготовку от лишних элементов и отправляют в печь.
Снимать мультфильм из пряников, по словам Олеси Асхатовой, непросто, ведь у персонажей нет подвижных элементов. Приходится делать подменные фигурки, чтобы воспроизвести различные движения. Для зайца, к примеру, на этот случай припасен пряник, где он изображен в прыжке. В результате, по замыслу авторов, мультфильм должен напоминать сценку, когда ребенок играет пряниками на столе, пытаясь запечатлеть сказку, рассказанную бабушкой.
Над созданием мультфильмов из цикла "Сказки деда Опони" трудится около 20 человек. Среди них - ветераны студии "Пермьтелефильм", а также юные мультипликаторы - учащиеся четвертых и пятых классов. Проект поддерживает Пермский дом народного творчества "Губерния". Новый мультфильм планируют показать в 2025 году на фестивале "Дарования Прикамья".
Пермский край уже утвердился как новый российский центр киноиндустрии. С 2019 года здесь действует региональная программа поддержки кинематографа.
"Киногруппы приезжают со всей страны. Привлекают для работы местный бизнес, а места съемок становятся точками притяжения туристов. С каждым годом число кинокомпаний, которые выбирают для съемок именно Пермский край, растет", - отмечает глава региона Дмитрий Махонин.