Напомним, два нефтеналивных танкера "Волгонефть 212" и "Волгонефть 239" получили серьезные повреждения во время шторма в Керченском проливе 15 декабря. У первого танкера оторвало носовую часть. Моряки оказались заперты на корме среди бушующего моря. 12 членов экипажа удалось спасти, они находятся в больнице. Один моряк, к сожалению, погиб. Со второго судна, севшего на мель, все 14 моряков были эвакуированы 16 декабря.
Перед спасателями и экологами сейчас стоит задача ликвидировать последствия разлива нефтепродуктов. Танкер "Волгонефть 212", по предварительным данным, перевозил четыре тысячи тонн мазута. Сколько из этого объема вытекло в море, неизвестно. В Керченском проливе продолжается шторм. Пока море не утихнет, собрать мазутное пятно с поверхности воды не представляется возможным.
- При низкой температуре воды тяжелые нефтепродукты остаются на поверхности и могут выбрасываться на берег, - сообщил Сергей Алемов. - Это окажет негативное воздействие на береговую линию, могут пострадать обитающие в прибрежной зоне водоросли, животные и птицы. Но в то же время в холодной воде меньше риск, что нефтепродукты осядут на дно и нанесут сильный урон морским обитателям.
По его словам, группа ученых ИнБЮМ РАН сегодня выехала к месту ЧП, чтобы провести наблюдения, взять пробы воды и донных осадков. Специалисты института уже сталкивались с подобной экологической катастрофой в 2007 году.
В ноябре 2007 года во время шторма в Керченском проливе танкер того же проекта "Волгонефть-139" с грузом мазута разломился надвое в районе острова Тузла. Точный объем нефтепродуктов, попавших в море, так и не удалось определить.
- Последствия были очень серьезные в прибрежной зоне, - говорит ученый. - Основная масса мазута попала на оба берега Керченского пролива, а также острова Тузла. Пришлось убирать очень большие объемы загрязненного грунта, водорослей. За полтора месяца все было вывезено. Дальнейших последствий мы не наблюдали. Уже через полгода, следующей весной, в пробах мы не обнаруживали остатков нефтепродуктов. Поскольку сейчас в Керченском проливе схожие условия, то есть надежда, что и ситуация будет развиваться по тому же сценарию.
Ученый сообщил, что при оседании нефтепродуктов на дно последствия могут быть более серьезными. Со временем, когда вода потеплеет, возможно вторичное загрязнение и новые выбросы на берег.
- Сейчас самое главное - сразу приступить к сбору пятна мазута с поверхности воды, как только шторм утихнет. Для этого есть специальные методы и техника, - отметил Сергей Алемов. - Пока волнение моря сохраняется, будут проводить мониторинг движения пятна. Все зависит от направления ветра. При северо-восточном ветре его может унести в Черное море к берегам Крыма, при южном - наоборот, в Азовское море.
По его словам, при выбросе мазута на берег под угрозой будут чайки, бакланы и другие водоплавающие птицы. Им нужно очищать перья, иначе они не смогут летать и погибнут.
Также потребуется обследование самого судна, чтобы установить, прекратилась ли утечка. В отсеках танкера еще может оставаться мазут, и если корпус поврежден, загрязнение моря будет продолжаться.