Ожидается, что лидерами станут компании, которые разрабатывают цифровые решения, включая сайты, мобильные приложения и корпоративные решения. Также в топ-30 войдут организации, связанные с рекламой и коммуникациями, считают эксперты "Рейтинга Рунета". Их выводы основаны на анализе выручки за 2023 и 2022 годы у компаний-участниц проекта (всего 910 компаний), которые подали и подтвердили данные в рамках ежегодной проверки для попадания в рейтинги.
В прошлом году совокупная выручка компаний, разрабатывающих цифровые продукты, превысила 61 млрд рублей - это на 10 млрд больше, чем годом ранее. Значительный рост показали и организации, которые занимаются рекламой и трафиком: 29 млрд рублей в 2023 году против 20 млрд рублей в 2022 году. Подрядчики, связанные с брендингом и дизайном, в позапрошлом году заработали 3,3 млрд рублей, а прошлом - уже 4,9 млрд рублей. Самый большой рост выручки в процентах показали компании, оказывающие услуги в области маркетинга и коммуникаций: за год этот показатель вырос на 50%, увеличившись с 8 млрд до 12 млрд рублей.
Аналитики также посчитали медианную выручку на компанию за прошлый год и совокупную выручку по городам. Москва, ожидаемо, стала лидером. Компании, имеющие здесь основной офис, в 2023 году заработали более 60 млрд рублей. За столицей идут Санкт-Петербург (чуть меньше 17 млрд рублей), Ульяновск (3,9 млрд рублей), Новосибирск (2,5 млрд рублей), Екатеринбург (2,4 млрд рублей), Ростов-на-Дону и Нижний Новгород (по 1,8 млрд рублей), Воронеж (1,7 млрд рублей), Калининград (1,5 млрд рублей) и Краснодар (1,4 млрд рублей).
Среди городов, отличившихся наибольшим ростом выручки в процентах, в частности, оказались Ижевск, Саратов, Красноярск, Ярославль, Владивосток, Чебоксары, Тюмень и Барнаул.
Падение выручки в 2023 году было зафиксировано только у компаний из Краснодара (-19%), Тамбова (-13%), Кирова (-10,5%), Томска (-8,4%) и Пензы (-2,7%).
"Рост выручки подрядчиков из регионов закономерен. Пандемия подтолкнула заказчиков к гибкому подходу к взаимодействию с подрядчиками. Сегодня для заказчика не так важно, где находится исполнитель, и поэтому даже известные компании из Москвы и других крупных городов все чаще заказывают услуги в регионах, где цены ниже", - объяснил операционный директор аналитического проекта Анатолий Денисов.
Как отметил директор департамента расследований T.Hunter, эксперт рынка НТИ SafeNet (Сейфнет) Игорь Бедеров, в целом положительная динамика у digital-подрядчиков связана с тем, что растет спрос на цифровые услуги и продукты.
"Последний, в свою очередь, неразрывно связан с ускорением технологического развития, усложнением задач, повышением спроса на квалифицированные услуги и значительным влиянием производственного сектора", - уточнил он.
Один из главных векторов сегодня - импортозамещение, поэтому новым производителям приходится больше вкладываться в маркетинг. Вместе с тем сохраняется высокий спрос на подобные услуги у компаний, связанных с финансами, страхованием и телекомом, а зарплаты самих digital-подрядчиков, которые составляют львиную долю их бюджета, постоянно растут.
Digital-подрядчики будут сохранять такие высокие показатели и дальше. По крайней мере, в ближайшие три года точно, считает Бедеров. Однако все будет зависеть от нескольких факторов: технологических инноваций, конкуренции на рынке, спроса на цифровые услуги, адаптации к изменяющимся потребностям клиентов и т.д.
Причем положительная динамика есть не только у рынка цифровых услуг (например, у разработчиков программного обеспечения и веб-студий) - большие перспективы открываются и для digital-подрядчиков в области трансфера перспективных отечественных технологий, бум которого придется на ближайшие годы, добавил собеседник.
По его мнению, в перспективе следующих лет ожидается увеличение влияния компаний, которые специализируются на искусственном интеллекте в цифровой среде. В частности, это те, кто занимается автоматизацией маркетинга, аналитикой больших данных, персонализацией контента, управлением рекламными кампаниями и т.п. Также рост ждет разработчиков и операторов систем маркировки и отчетности.