Для ДФО это очень актуально, ведь освоение Дальнего Востока и Арктики неизбежно требует строительства - как локальных объектов, так и крупных, связанных с логистикой, транспортной и портовой инфраструктурой.
Вместе с тем концепция обозначила серьезную проблему: наряду с нехваткой рабочих рук в строительной отрасли и ЖКХ наблюдается значительное старение кадров: около 8 процентов (более 500 тысяч человек) - это сотрудники старше 55 лет. Так как не приходят молодые специалисты, налицо угроза утраты преемственности в этой сфере.
Концепция и другие документы правительства предусматривают обновление образовательных программ в соответствии с реалиями времени и необходимостью повышения производительности труда, вовлечение работодателей и специалистов-практиков в учебный процесс, формирование системы активного кадрового резерва. Глава кабинета дал поручение разработать методику привлечения студентов, еще не окончивших обучение, в рабочую среду. Такой опыт есть по педагогам и медикам.
Власти рассчитывают, что крупные компании будут отсылать своих высококвалифицированных специалистов в учебные заведения и те практически на волонтерских началах станут преподавать, а студенты смогут полноценно и учиться, и работать.
Получается, многое в концепции построено на вероятностном характере. Если придет работодатель… Если он возьмет студентов к себе… Если наладит активное взаимодействие с вузом… Правда, непонятно, почему частные компании, строящие многомиллионные объекты, должны заниматься образованием.
Правительство планирует, что в результате реализации концепции численность занятых в строительной отрасли возрастет с 6,5 миллиона человек в 2024 году до 6,8 миллиона в 2030-м, а в 2035-м достигнет 7,3 миллиона. И все эти цифры оно рассчитывает получить за счет работы с частными застройщиками.
При этом акцент делается на том, что студенты за время обучения вместе с центрами занятости смогут найти работодателя, который возьмет их на практику, а потом и на работу. То есть в концепции - ставка на то, что работодатель образует некие кластеры, консорциумы с вузами и ссузами. И эти консорциумы непременно трудоустроят студентов и выпускников. Но это не обязательно так. Да, компании заинтересованы в притоке новых сил, но в первую очередь на свои вакансии они будут рассматривать опытных специалистов (которых среди студентов не найти) либо неквалифицированных рабочих из числа мигрантов.
При таком подходе, на мой взгляд, эта стратегия может проиграть в главном, потому что насыщение отраслей кадрами ставится в зависимость от позиции частных компаний. А у них могут быть совершенно другие приоритеты на рынке труда, и, возможно, у них будет потребность только в неквалифицированных рабочих, а высококвалифицированных специалистов они станут подбирать другим образом, не в студенческой среде.
В целом мысли, заложенные в концепции развития кадров, хорошие. И, по моему мнению, она была бы успешно реализована, если бы в экономике страны присутствовали предприятия, основанные на государственной и муниципальной форме собственности и действующие в сфере строительства и ЖКХ. Таким, к примеру, был Дальспецстрой - государственная строительная компания, которая насыщала рынок, возводя жилье, строя дороги и другие сложные объекты инфраструктуры.
Так могли бы действовать государственные и муниципальные предприятия - строительные фирмы и управляющие компании. Госпредприятия могли бы строить, а муниципальные - привлекаться к некрупным подрядам.
Считаю, что в строительной отрасли необходимо сформировать организации, основанные на государственной форме собственности. И эти предприятия могли бы строить для бюджетной сферы служебное жилье, а также коммерческую инфраструктуру, чтобы государство само могло зарабатывать и обеспечивать квартирами бюджетников. Вместо того чтобы направлять субсидии частным застройщикам, государство само осваивало бы бюджетные средства и еще зарабатывало бы на строительстве и аренде.
Что касается муниципальных предприятий, они, как я уже отметила, могли бы взять небольшие по объему подрядные работы. Сегодня же в сфере жилищно-коммунального хозяйства муниципальные организации занимаются только благоустройством, очисткой дворов и территорий. А дело это доходов не дает - только затраты.
Напомню, одной из целей Национального плана развития конкуренции является дерегулирование некоторых сфер деятельности, замена мер государственного регулирования экономических отношений на меры экономического стимулирования и удаление государства как рыночного игрока. По нацплану на частные компании должно приходиться не менее 91 процента объема строительных работ на рынке. Государственные предприятия строительной сферы были либо ликвидированы, либо перепрофилированы.
И встает вопрос: а для кого, собственно, государство готовит кадры, обучая молодежь в вузах, техникумах и колледжах? В чьих интересах принята концепция развития кадров в строительной отрасли и жилищно-коммунальном комплексе?
Выходит, что инвестирование из федерального бюджета мест для подготовки студентов фактически происходит для частной сферы, поскольку присутствие государственных и муниципальных предприятий в этой отрасли не только не планируется, но и всячески минимизируется.
Но у частных компаний нет обязательств брать студентов на работу. Как и у самих выпускников нет юридических обязательств после получения специальности трудиться в данной области.
Есть поручение правительства проработать целевой контракт применительно к сфере строительства и ЖКХ. Но как и с кем он будет заключаться? Нет работодателя - государственной структуры, которая приняла бы выпускника на работу. Значит, это должна быть частная компания. Но обязательства между вузом, государством и частным инвестором сегодня законодательно не проработаны.
Уверена, как только государство возобновит деятельность государственных крупных и средних строительных организаций, как только на уровне муниципалитета появятся управляющие компании, которые будут выполнять некоторые виды подрядных работ, как только государство начнет строить коммерческую недвижимость за бюджетные средства, то ситуация изменится. Выпускники благодаря целевому контракту будут сразу попадать в государственную и муниципальную сферу, отрабатывать там те денежные средства, которые были на них потрачены, когда они учились на бюджетных местах, и поднимать отрасль объемами выполненных работ, укреплять ее своей растущей квалификацией.