По оценке Data Insight, к концу 2024 года объем рынка электронной торговли вырастет на 37% и достигнет 10,7 трлн рублей. При этом 81% заказов приходится всего на четырех игроков. Неудивительно, что ФАС и другие регуляторы все пристальнее наблюдают за деятельностью маркетплейсов. При росте масштабов рынка, пока не обремененного регулированием, растет и масштаб проблем.
Одна из них -- дискредитация акций. "Маркетплейсы-монополисты не ограничены в объемах инвестиций в скидки и могут проводить их на постоянной основе. В итоге доверие к акциям, а вместе с тем и к продавцам, снижается. Так, исследование SuperJob показало, что три четверти россиян считают скидки в "черную пятницу" обманом. А опрос A2:Research -- что с нереалистично низкими ценами на маркетплейсах сталкивались уже 82,2% покупателей", -- пояснила Софья Волкова.
Кроме того, неограниченные акции позволяют маркетплейсам вытеснять конкурентов и увеличивать долю рынка. Представители офлайн-розницы, которые не могут предложить сопоставимые цены, вынуждены уходить с рынка. Яркий пример -- книжные магазины: по данным Ассоциации книгоиздателей, в 2024 году в России закрылось более 200 таких офлайн-точек.
Бьют тревогу и ретейлеры ювелирных украшений. Согласно последним исследованиям, россияне стали тратить на эту категорию товаров на маркетплейсах в 2024 году на 65% больше. В будущем это может привести к падению доли розницы в общем объеме продаж.
"Страдают и сами продавцы маркетплейсов. Посудите сами: товар по акционной цене вызывает незапланированный рост спроса, а значит, требует большего предложения. Как только предприниматель налаживает выход партии, скидка успевает пройти. В результате продавец остается с нераспроданным товаром, а значит, бизнес терпит убытки", -- указала юрист.
Стратегия неограниченных скидок в перспективе вредит и покупателям, уверена Волкова. Россияне выбирают маркетплейсы, так как цена на товары там наиболее выгодная из-за акций. Рентабельность тех же продавцов в других каналах, например, в собственных интернет-магазинах, падает. В результате предприниматели фокусируются на маркетплейсах, которые могут резко отказаться от инвестиций в скидки, и не развивают продажи на других площадках. После этого цена на маркетплейсах вырастает и становится рыночной, а покупатель, приученный к дешевизне, остается без альтернативных каналов для покупки.
Есть и другая сторона -- потребители не могут заранее предугадать снижение или рост цены. Кроме того, неизвестно, на какой товар будет действовать скидка -- маркетплейсы не раскрывают параметры выбора. "Клиенты или покупают товары спонтанно из-за синдрома упущенной выгоды, или, наоборот, отказываются от нужных покупок в ожидании скидок. В итоге получаем психологический эффект от скидок -- тот же самый шопоголизм. По некоторым оценкам, уже более трети россиян пристрастились к незапланированному шопингу", -- говорит юрист.
Более того, потребительский рефлекс заставляет покупать не те вещи, которые действительно необходимы, а товары с большей скидкой. Все чаще встречаются истории пользователей, которые потратили большую часть зарплаты на покупки на маркетплейсах. За секундной радостью не следует удовлетворения от пользы товара, да и радость с каждым разом длится все меньше.
Чтобы справиться с такими вредными инструментами привлечения потребителей и предпринимателей, ФАС выпустила "пятый антимонопольный пакет". "Правда, сейчас и само ведомство признало необходимость снова изучить скидочные практики маркетплейсов после обращения МАРМП. Это значит, что "пакет" не принес должного эффекта. Изменить положение дел можно только на законодательном уровне. Без регулирования сегмент электронной торговли так и останется "Диким Западом", генерирующим убытки и для продавцов, и для покупателей", -- заключила Волкова.