20.12.2024 08:45
Культура

Как тульская станция стала музеем

Текст:  Елена Шулепова
Российская газета - Неделя - Центральная Россия: №290 (9532)
Железнодорожной станции с говорящим названием Жданка в Тульской области исполнилось 150 лет. Первый поезд прошел через нее в ночь на 15 декабря 1874 года. И сегодня на Жданке останавливаются поезда дальнего следования из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Ейска, Волгограда. Но теперь это не просто место, где ждут поезд, - действующая станция одновременно является музеем, рассказывающим об истории железных дорог России.
Вторую половину зала занимает импровизированный интерьер кабинета министра путей сообщения XIX века. / Александра Шулепова
Читать на сайте RG.RU

Станция Жданка находится примерно в 10 минутах езды от усадьбы графа Алексея Григорьевича Бобринского - внебрачного сына царицы Екатерины II и ее фаворита графа Григория Орлова - в Богородицке. Заметим, что род Бобринских знаменит не только тем, что ведет свое начало от императрицы. Сын Алексея Григорьевича, тоже Алексей, создал первую в России железную дорогу. Вообще трое представителей рода Бобринских оказали огромное влияние на развитие железнодорожного сообщения в стране. Самый известный из них, пожалуй, Алексей Павлович. Он был министром путей сообщения, немало сделал и для экономики страны. Так, в 1848 году построил в Богородицке один из первых в России сахарных заводов, который проработал до 1922 года. Для обеспечения завода топливом в 1856 году заложил Товарковскую угольную копь.

В период нахождения Алексея Павловича Бобринского в должности министра путей сообщения была достроена Сызрано-Вяземская железная дорога через Тулу с ветвью на Богородицк и Ефремов. Именно к ней относилась появившаяся тогда Жданка. За полтора столетия станция трижды меняла свой облик и даже название. В числе пассажиров здесь бывали представители знаменитых родов: Бобринские, Голицыны, Олсуфьевы, Бибиковы, Раевские.

Музей на станции появился в 2012 году. Реконструкция вокзала стала данью уважения почетному гражданину города Богородицка, третьему министру путей сообщения графу Алексею Бобринскому. Музейная экспозиция там так и называется - "Станция третьего министра". А его бронзовый бюст можно увидеть на перроне.

Музей небольшой, но интересный. Экспозиционный зал условно разделен на две части. В одной находится макет станции в год ее открытия - здание было деревянным и не сохранилось. Тогда станция называлась Богородицк. Правда, когда обнаружилась еще одна с похожим названием, эту переименовали в Жданку. Еще здесь много моделей паровозов прошлых столетий и экспонатов из разных эпох. Вторую половину зала занимает импровизированный интерьер кабинета министра путей сообщения XIX века. Эта часть рассказывает об истории российских железных дорог и вкладе трех представителей Бобринских в развитие отрасли. Здесь хранятся документы, предметы форменной одежды конца XIX - начала XX века.

Действующая станция одновременно является и музеем, и культурным центром

А еще станция Жданка - своего рода культурный центр. Здесь читают лекции и проходят праздничные вечера. К примеру, в День знаний школьникам не только разрешают поиграть на станции-музее, но и проводят урок чистописания. А в День пожилого человека по традиции проходят ретровечера, на которых наряду с живой музыкой слушают винил.

Кстати

Большинство потомков Бобринского уехали из России. Оставшийся здесь после революции Николай Бобринский избежал ареста потому, что его просто не нашли: он был геологом и в то время работал в Сибири - только добровольно, а не в ссылке.

РВИО открыло в Тамбове выставку "Наследие русской земли"

Музеи и памятники Тульская область