20.12.2024 10:40
Культура

В Омском театре драмы показали хроники Донбасса

Текст:  Светлана Сибина (Омск)
Российская газета - Неделя - Сибирь: №290 (9532)
Омские актеры назвали свою постановку не спектаклем, а повествованием событий в Донбассе. "Я увидел во дворе стрекозу..." - это документальные хроники, письма, рассказы очевидцев, "окопные" стихи. Вместо декораций - софиты и мешки с песком. В притихшем зале не звучат аплодисменты, артисты не выходят на поклон.
В руках каждого из актеров была книга "Война на Донбассе. Народная летопись" / Светлана Сибина/РГ
Читать на сайте RG.RU

- Мы не имеем права играть этих людей, но можем объективно излагать факты. Аплодисменты будут звучать потом, когда закончатся бои. А защитники Донбасса вернутся, наконец, к мирной жизни, - говорит актер Степан Дворянкин, побывавший в зоне СВО.

Идея отправиться за ленточку родилась в омском военном госпитале, где он выступал с моноспектаклем перед ранеными бойцами отдельного батальона "Сомали", штурмовавшего Мариуполь и "Азовсталь". Артисты хотели откровенно поговорить с ребятами, но разговора не получилось. А в душе осталась заноза и желание увидеть все на месте и понять. Выбор пал на Степана - бывшего десантника. Его впечатления легли в основу "не спектакля".

- Команда актеров сложилась сразу, уговаривать никого не пришлось. Вместе с режиссером - актером драмы Сергеем Оленбергом - решили, что расскажем не про войну, а про людей. И денег за работу не возьмем. Пусть это будет нашим вкладом в победу, - вспоминает Степан.

На малой сцене, освещенной неяркими софитами, шесть актеров. У каждого в руках книга "Война в Донбассе. Народная летопись". В центре зала - разбитый экран. И первые же кадры приводят в дрожь. В коридоре руин топчется испуганный малыш с перепачканным сажей лицом. Рядом - ни одной живой души.

Как выживает хабаровский театр, оставшийся без родной сцены после пожара

У детей Донбасса нет возможности ходить на уроки, у них другая школа - выживания. Они умеют узнавать по звуку, какой летит снаряд, собирать воду из луж. А когда стихает бой, благодарят судьбу, что остались живы.

Со сцены звучат письма, рассказы очевидцев, перемежаемые кадрами военкора Семена Пегова. Вот маленькая девочка, плача навзрыд, читает стихи у могилы погибшего ополченца. Старушка обнимает солдата, купившего ей сердечные капли. Суровые лица бойцов, освободивших еще одну пядь нашей земли.

В литературную канву постановки вплетены стихи и проза. Пронзительная песня Александра Розенбаума на слова Олега Русских "Я увидел во дворе стрекозу", в которой умирающий ребенок обещает: "Я на всех на вас пожалуюсь Богу! Я там все ему про вас расскажу..."

Актеры не нагнетают страстей. Все, как есть, ничего придуманного, только факты. По спине бегут мурашки, а к горлу подступает комок.

Постановка включена в репертуар Омского театра драмы. Билетов в кассе уже нет. Средства от показов идут на помощь жителям Донбасса. А Степан Дворянкин мечтает, чтобы на истерзанной войной земле наконец воцарился мир.

Драматический театр Омск