Сегодня сеть электрозаправочных комплексов состоит из 5 универсальных хабов для всех видов электрокаров, полностью опоясывающих регион. Комплексы мощностью свыше 150 кВт рассчитаны от двух до четырех машино-мест, имеют три разъема - GBT, CCS2, CHADEMO, подходящих для отечественных, азиатских и европейских электромобилей. Одновременно на них могут заряжаться сразу три электрокара. Сегодня в больших городах нашей страны крайне редко встречаются зарядные станции с таким высоким уровнем универсальности, скорости и мощности заряда.
В планах Группы компаний дополнить действующие пять хабов четырьмя небольшими станциями рядом с отделениями Чувашской энергосбытовой компании, входящей в ГК "Трансэнергопром". Это позволит не просто свободно и удобно ездить по всему региону даже на самых маломощных электромобилях, но и строить большие межрегиональные маршруты, проходящие в том числе по республике. Например, проехать на электрокаре с Урала в Москву через Чувашию.
Развитие сети электрозарядных станций - ключевая задача для роста парка электромобилей в стране. Так как дефицит электрозарядных станций сдерживает спрос на электромобили. По итогам первого полугодия 2024 года в России насчитывается 90 тысяч электрокаров, следует из данных "Автостата". Половина из которых являются полностью электрическими, а значит, для передвижения на них необходима сеть зарядной инфраструктуры. Число электромобилей растет стремительно, еще в 2021 году в стране было лишь 16,5 тысячи таких машин. К 2030 году их количество может вырасти до 1,5 миллиона. Но для того, чтобы это стало реальностью, машины должны получить достаточное количество зарядных станций, чтобы их владельцы не чувствовали неудобств при передвижении на них.
Развитие сети электрозарядных станций в России идет ускоренными темпами. В июне этого года количество ЭЗС в России составило 7410 штук, то есть с начала года их количество увеличилось на 66,6 процента. Сейчас в стране насчитывается 2555 быстрых зарядок (мощностью 50 кВт и более) и 4855 - медленных (до 50 кВт).
Россия имеет хорошее соотношение электрозарядных станций на количество машин - 9,5 автомобиля на одну станцию, тогда как рекомендованный экспертами минимальный уровень в мире - 10 машин. Но к 2030 году ситуация может измениться. Если планы, заложенные в концепции развития электротранспорта, будут воплощены, на одной зарядной станции будет обслуживаться более 15 электромобилей. А это уже нельзя признать оптимальным показателем. Поэтому необходимы решения, которые можно масштабировать на всю страну, и инвесторы, которые поддержат развитие зарядной инфраструктуры.
"За 1,5 года мы успешно протестировали все технические и эксплуатационные характеристики хабов и в январе 2023 года ввели в эксплуатацию первый комплекс. В 2024 году мы построили уже 4 новых хаба. Сегодня мы имеем готовое уникальное решение, которое можно быстро масштабировать по всей стране. Прогрессивные технологии, которые не только функциональны, но и эстетически привлекательны, украшают и преображают города и регионы", - рассказала генеральный директор ГК "Трансэнергопром" Елена Климашевская.
За два года работы электрозаправочных комплексов ГК "Трансэнергопром" жители и гости Чувашии совершили: 7,1 тысячи зарядных сессий, заряжали электромобили 275 тысяч минут и "заправились" на 149,4 тысячи киловатт-часов. В статистике учитывались пять комплексов: на Президентском бульваре, Московском проспекте и Эгерском бульваре в Чебоксарах и комплексы на федеральной трассе М7 в Моргаушском округе и городе Цивильск.
Одной из актуальных проблем развития электротранспорта в России является сосредоточенность станций в крупных городах. Автомобилисты не имеют достаточной мобильности при вождении электрокаров и вынуждены ездить лишь там, где есть соответствующая инфраструктура. Поэтому ключевым является не только вопрос количества электрозарядных станций, но и покрытия ими больших территорий, населенных пунктов и трасс.
Сегодня Чувашия действительно один из первых регионов, обеспеченных ЭЗС как на федеральных, так и на муниципальных трассах. "Наша стратегия заключается не в повсеместном размещении электрозаправочных станций, а в создании инфраструктуры, отвечающей реальным потребностям текущего и будущего спроса на ближайшие два года. Система размещения комплексов разработана с учетом схемы распределения электроэнергии, сформированной еще 66 лет назад при создании энергосбыта в регионе. Этот проект - вклад в развитие региона с вековыми традициями в области энергетики", - добавляет Елена Климашевская.
У государства большие планы на строительство ЭЗС. До 2030 года в стране планируется оборудовать 72 тысячи быстрых станций и 28 тысяч станций медленной зарядки. При этом инвесторам предлагается поддержка.
Субсидия на одну быструю зарядную станцию составляет 2,7 миллиона рублей, из которых 1,8 миллиона можно использовать на оборудование и 900 тысяч рублей на техническое присоединение станции к сетям.