22.12.2024 14:53
Культура

Дмитрий Филиппов: Русский писатель всей жизнью должен отвечать за свои слова

Лауреат премии "Слово" Дмитрий Филиппов: Русский писатель всей жизнью должен отвечать за свои слова
Текст:  Максим Васюнов
Когда Дмитрия Филиппова, писателя и чиновника, ушедшего добровольцем на фронт, спросили, мечтал ли он, что получит за автобиографический роман "Собиратели тишины" самую крупную литературную премию России, он сначала улыбнулся, а потом, через короткую паузу, признался: "Я работал над книгой, когда шел штурм Авдеевки, и все, о чем я тогда думал - лишь бы успеть дописать". Писал он ручкой, карандашом, что-то успевал набить в блокноте мобильного телефона. А выходило: написано - кровью. По-другому о братьях нельзя. Иначе - неправда. Иначе промах.
/ Сергей Булкин/ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Свою книгу, вышедшую в АСТ, Дмитрий впервые увидел за несколько минут до того, как ее назвали лучшей в первом сезоне нацпремии "Слово". Но дождаться, когда она окажется на прилавках - не смог. Торопился на фронт. Единственное что он успел - перед тем, как сесть в машину и умчаться по дороге "Дон" к своим, - дать интервью "Российской газете".

Когда я на вручении премии "Слово" говорил журналистам, что единственное, о чем я в тот момент думал, - это как бы успеть дописать книгу, - я не лукавил. Так оно и было. / Аркадий Колыбалов/ РГ

Дмитрий, давайте для начала напомним читателям, что "Собиратели тишины" - далеко не первая ваша книжка, а СВО - не первый ваш боевой опыт…

Дмитрий Филиппов: Да, это так. Я принимал участие в контртеррористической операции на территории Чеченской республики, служил там старшим сапером. И хотя еще в детстве знал, что буду писателем, просто знал и все, - только после Чечни я всерьез решил заняться прозой. Потому что любая война требует художественного осмысления. Тогда, в частности, я написал повесть "Билет в Катманду". При этом я никогда не считал себя исключительно военным писателем, и даже сознательно старался уйти от этого клише, хотя жизнь упорно возвращала меня к этой стезе. Сначала поступило предложение от издательства "Молодая гвардия" написать книгу в серии ЖЗЛ о героях битвы за Ленинград, потом началась специальная военная операция…

В мирное время вы тоже служили. Чиновником. Что дал вам этот опыт?

Дмитрий Филиппов: Получилось так, что после армии я работал в Доме молодежи в Петербурге, там меня заметили и взяли на госслужбу. Это каторжный труд. И очень неблагодарный. Потому что если у человека все хорошо, он о чиновнике даже не вспоминает. Но если где-то что-то не так - все, пиши пропало, ты тут же становишься мишенью, на тебя пишут жалобы, доносы, обращения в прокуратуру.

Все мои коллеги были настоящими трудягами, никто не жалел себя ради других. Это в чем-то похоже на то, что я увидел на фронте: служение своей стране не за звания и не за награды.

Давайте здесь уточним - на фронт вы ушли как чиновник или как писатель? Согласитесь, ситуации, да и мотивы, разные.

Дмитрий Филиппов: Сегодня в литературном мире идет разговор о двух писательских позициях. С одной стороны, есть писатели, которые живут в башне из слоновой кости и расчёсывают свои собственные психологические травмы. Вторая позиция - когда писатель в миру, живёт в обществе, во времени, в историческом контексте… И всё это на него влияет. Мне ближе именно эта позиция.

После армии я работал в Доме молодежи в Петербурге, там меня заметили и взяли на госслужбу. Это каторжный труд. И очень неблагодарный. / Из архива Дмитрия Филиппова

Есть и другой момент. Русский писатель, на мой взгляд, всей жизнью должен отвечать за свои слова. Только тогда они будут иметь вес. Если ты пишешь и говоришь, что любишь Родину, значит, должен быть готов эту Родину защитить. До войны многие рвали на себе тельняшки, сидя в кафе и в ресторанах: да если будет надо, мы до Берлина снова дойдем, да если вдруг скажут, что война, мы первыми прибежим в военкомат! Были же такие разговоры? Были. При этом где-то в подсознании все равно держалась мысль - ну какая война в XXI веке, никогда Родина уже не позовет, ну что вы! А она взяла и позвала. И каждый остался перед сложным выбором один на один.

Я как русский человек, как русский писатель, как гражданин своей страны понял, что не смогу смотреть на себя в зеркало по утрам, если останусь дома. Мне будет стыдно размахивать триколором на патриотических концертах, пока мои ровесники воюют. Я попросил свое руководство снять с меня бронь, которая полагается госслужащим, и отправился в военкомат.

Архивные кадры из промзоны Авдеевки

Главный герой вашего романа - тоже чиновник. И он тоже уходит на СВО и оказывается среди участников штурма Авдеевки. Не будет спойлером, если скажу, что в книге подробно описана эта операция, в том числе в ней говорится о той самой легендарной дренажной трубе, по которой наши штурмовики зашли в тыл противника. Вы сами по этой трубе прорывались?

Дмитрий Филиппов: Нет, но мои товарищи по ней прорывались. Я в это время работал с группой БПЛА, делал боеприпасы для дронов-камикадзе, чтобы поддерживать наших штурмовиков с воздуха, мы атаковали промзону и базу отдыха Царская Охота, которую боевики превратили в крепость. Это южный фланг Авдеевки. Бои были тяжелейшие, лютые. И там, пожалуй, я впервые увидел то, что в общем сознании называется войной.

Поэтому, когда я на вручении премии "Слово" говорил журналистам, что единственное, о чем я в тот момент думал, - это как бы успеть дописать книгу, - я не лукавил. Так оно и было.

Были случаи, когда казалось, что не допишете?

Дмитрий Филиппов: Мы работали на Авдеевской промзоне с товарищем, позывной Калина. У нас была задача дистанционно из гранатомётов заминировать пути ротации противника. А чтобы вы понимали, промка в тот момент была как аппендицит, который вклинивался в оборону противника. Впереди враг, справа и слева - тоже враг. И они всё круглосуточно контролировали - как только какое-то движение замечали, сразу же туда начинали лететь мины, дроны…

Я как русский человек, как русский писатель, как гражданин своей страны понял, что не смогу смотреть на себя в зеркало по утрам, если останусь дома. / Из архива Дмитрия Филиппова

Мы с Калиной выполнили задачу и уже возвращались к своим, естественно - бегом, до безопасной зоны нам оставалось, наверное, метров 150-200… Но где-то на середине пути нас поймал дрон-камикадзе. Стало понятно - кто-то из нас до своих не добежит.

И Калина ушёл с тропы, пропуская меня вперёд.

Взрыв раздался где-то в трёх-четырёх метрах от меня, я упал, и, падая, видел, как Калина погиб. Дрон сработал четко по нему.

Он был настоящим русским богатырем. Здоровый, бородатый, добрейший, искренний, честный, справедливый. Он и погиб как богатырь - положив жизнь свою за други своя.

Я с вами сейчас разговариваю благодаря Калине. И благодаря Калине я дописал свою книгу.

Но, кажется, истории о Калине в книге нет…

Дмитрий Филиппов: О нем будет отдельная повесть. Написать о нем в книге я просто не смог, все было еще очень рядом. До сих пор, как начинаю об этом думать, у меня комок в горле. Еще не пережилось, не улеглось.

И все же в моей голове пока не укладывается - как среди ада войны вы смогли написать целую книгу. Причем такую правдивую.

Дмитрий Филиппов: На самом деле, часть книги уже была написана до СВО, и главный герой, чиновник, который координирует работу поисковых отрядов, был придуман еще тогда. И описания боев Великой Отечественной войны - тоже родились тогда, я специально восстанавливал некоторые сражения по архивным документам, это была большая работа. Например, восстановил по часам один из эпизодов сражения за Пулковские высоты.

Но дописать книгу не успел - началась СВО. А уже на фронте начали появляться зарисовки, очерки, потом - рассказы. Даже стихи пошли, хотя стихов я никогда не писал. И в какой-то момент я понял, что все это складывается в одну линию, где есть один герой, прошедший огонь и воду, где есть мостик между Великой Отечественной и спецоперацией… Где есть истории моих фронтовых товарищей. Стало понятно - это одна книга. И вот когда это стало понятно, начался штурм Авдеевки…

Архивные кадры из освобожденной Авдеевки

Многие критики уже назвали вас продолжателем "лейтенантской прозы", согласны?

Дмитрий Филиппов: Литературные "лейтенанты" заявили о себе не во время войны, а лет через пять-десять после Победы. Их новизна и сила была в том, что они о войне писали правдиво, искренне, с болью от пережитого, но и с гордостью за русского солдата. Сейчас другое время - вся информация с фронта в деталях передается в режиме онлайн через мессенджеры. У читателя сегодня нет информационного голода, но есть голод по художественному осмыслению событий.

Мы с моими товарищами собирали эту тишину своими руками. Смертельно опасную тишину. / Из архива Дмитрия Филиппова

Я точно не говорил себе - сяду-ка я, напишу книгу в духе лейтенантской прозы. Все это не так работает. Ты пишешь, как слышишь, как дышишь.

Собиратели тишины - это образ? О ком идет речь?

Дмитрий Филиппов: У нас в роте была любимая фраза: "Сапёры любят тишину". Считается, что сапер хорошо отработал тогда, когда его никто не заметил, когда вокруг него сохранилась тишина. Мы с моими товарищами собирали эту тишину своими руками. Смертельно опасную тишину. Наверное, так можно расшифровать название романа.

Вы приехали в Москву прямо с передовой, провели в мирной тишине несколько дней. Это та самая тишина, ради которой вы сражаетесь на фронте?

Дмитрий Филиппов: Это очень важный вопрос, над которым я сам много думал в эти дни. С одной стороны, мы воюем там для того, чтобы здесь всё было спокойно и хорошо. Мы рискуем там жизнями, чтобы здесь наши семьи, наши дети, наши друзья и соседи жили спокойно.

Национальная литературная премия "Слово" - огромный прорыв в нашей литературной действительности. Это радует и внушает определенные надежды - когда просыпается культура, просыпается и все общество. / Аркадий Колыбалов/ РГ

С другой стороны, солдату очень важно знать, что за его спиной стоит страна. Что там, в тылу, очень многие люди плетут сети, вяжут носки, молятся, переживают. Это дает силу солдату.

И да, очень многие и молятся, и сети плетут. Но хотелось бы, чтобы вовлечено в это было еще больше людей.

Еще в эти дни вспоминал строки из "Реквиема" Анны Ахматовой: "Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был".

Мы на фронте ждем поддержки от нашей культуры. Подвижки к этому есть. Та же Национальная литературная премия "Слово" - огромный прорыв в нашей литературной действительности.

Дословно

Избранные стихотворения Дмитрия Филиппова с фронта

***

11.02.2023

Под Авдеевкой

03.11.2023

Снег

09.02.2024

Русская женщина

25.05.2024

ЖЕНЕ

02.01.2024

Лауреат премии "Слово" Дмитрий Филиппов читает на передовой свои стихи "Дети рабочих окраин"

Из романа Дмитрия Филиппова "СОБИРАТЕЛИ ТИШИНЫ" (издательство "АСТ")

Марина

Здание подготовили к подрыву за два часа. Уложили заряды из мин ТМ-62 по углам и несущим стенам, соединили в цепь, кинули магистральную линию в подвал, проверили подрывную машинку. Всего тридцать мин в зарядах. Страшная сила. Два дня назад в пятиэтажку прилетела ракета, предположительно HARM, сложились два нижних этажа. Чтобы не допустить дальнейшего обрушения, командование приняло решение снести ещё три верхних. Пока укладывали заряды - пробежались по квартирам.

...Когда-то здесь жили работники, обслуживающие железную дорогу: машинисты, диспетчеры, ремонтники… В стенах зияли чёрные, ощерившиеся битым кирпичом дыры.

В разбитых квартирах ещё сохранилась мебель: шкафы, кровати, секретеры, даже холодильники. Впрочем, всё было посечено осколками. Командир рассеянно скользил взглядом, потом оживился, в глазах его потеплело.

- Смотри, Кирюха…

Со стены на них глядел портрет молодой девушки, написанный цветными карандашами или мелками. Длинные русые волосы, тонкие черты лица, взгляд синих глаз прямой и чистый. Видно было, что хозяева уезжали в спешке, взяв только самое необходимое. Портрет оставили, надеясь когда-нибудь вернуться.

Девушка была милой и улыбалась бойцам будто из другой жизни.

- Давай в роту возьмём.

- Зачем?

- А зачем он здесь? Сейчас подорвём всё…, и ничего не будет. Жалко. Красивый.

Вожак снял портрет со стены, и бойцы забрали его с собой. Вечером повесили в роте, в коридоре. И в этом желании сохранить что-то из той, прошлой жизни, таилась вся суть их громкой работы. Жест надежды. Желание победить смерть.

- Как думаешь, она жива? - спросил Вожак у Спрута в роте.

- Не знаю. Надеюсь, что да.

- Даже если она сейчас в Киеве?

- Даже если так.

Парни помолчали.

- Давай дадим ей имя, - предложил Вожак.

- Давай. Мне кажется, её зовут Лика.

- А я думаю, Марина.

- Почему Марина?

- А почему Лика?

- Ну, ей подходит это имя.

- Марина тоже подходит.

- Ну, пусть будет Марина.

Теперь Марина провожает роту на выезды, улыбается и поддерживает светлым взглядом: всё будет хорошо, вы вернётесь, парни. И они возвращаются. Усталые, грязные, проходят мимо портрета. И Марина снова смотрит на них и улыбается: вот видите, я же говорила!

Да, Марина, ты говорила. Всё будет хорошо, девочка… Милая…

Я точно не говорил себе - сяду-ка я, напишу книгу в духе лейтенантской прозы. Все это не так работает. Ты пишешь, как слышишь, как дышишь. / Из архива Дмитрия Филиппова


Общество Литература