Цифровые достижения транспорта для национального лидерства" в рамках "Транспортной недели", прошедшей в середине ноября в Москве. И этот шаг станет очередным цифровым прорывом транспортно-логистической отрасли страны.
Доцент кафедры экономической теории, ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ Дмитрий Морковкин рассказал "РГ", что цифровизация логистической отрасли в России набирает обороты благодаря государственным инициативам, технологическим достижениям и меняющимся потребительским предпочтениям.
Правительство активно продвигает цифровизацию транспортно-логистической сферы, при этом ряд инициатив направлен на повышение эффективности, снижение затрат и улучшение общего качества обслуживания клиентов. Например, по инициативе кабмина запущена национальная программа развития цифровой транспортной инфраструктуры и внедрена единая система электронных транспортных билетов.
"Расширяется в логистике использование искусственного интеллекта, Интернета вещей и блокчейна. Эти технологии служат для оптимизации транспортных маршрутов, улучшения обслуживания транспортных средств и повышения безопасности пассажиров. Доступность цифровых услуг в транспортной отрасли России растет: все больше компаний предлагают онлайн-бронирование и способы оплаты, а также отслеживание и мониторинг транспортных услуг в режиме реального времени. Рост электронной коммерции и мобильных платежных систем также способствует внедрению цифровых услуг в отрасли. Набирает обороты разработка автономных транспортных средств, и несколько компаний тестируют автономные автобусы и грузовики. Ожидается, что эти беспилотные автомобили повысят эффективность и безопасность в транспортной отрасли", - подчеркнул ученый.
Необходимо стремиться сделать автономной всю логистику, добавляет гендиректор "ЭвоКарго" Марсель Нигметзянов. Сегодня ключевые заказчики беспилотного транспорта - крупные ретейлеры, маркетплейсы и дистрибьюторы, нефтехимические и нефтедобывающие предприятия. Но сферу применения автономных ТС нужно расширять. Грузовики без водителей могут быть востребованы для экспорта, особенно в те страны, где наблюдается высокий спрос на трудовые ресурсы.
Перевозки и логистика неслучайно являются одними из лидеров цифровой трансформации в стране. Здесь изначально многие процессы строились на накоплении и анализе данных, автоматизации сбора информации. Оспорить первенство внедрения электронного документооборота у логистики может разве что налоговая служба.
Как сообщил "РГ" коммерческий директор СберКорус Андрей Коченков, внедрение цифровых сервисов для электронного документооборота ускоряет процессы транспортировки, снижает издержки и делает логистику прозрачной и управляемой. Так, с использованием сервисов транспортного ЭДО все необходимые документы могут быть собраны, верифицированы и отправлены заказчику всего за один день. Кроме того, участники рынка грузоперевозок могут быстрее предъявлять понесенные затраты на перевозку к уменьшению налогооблагаемой базы, что снижает налоговые расходы. По подсчетам аналитиков, оформление электронных документов занимает в 4 раза меньше времени по сравнению с бумажными аналогами, а автоматизированные системы заполнения документов исключают ошибки ручного ввода и используют актуальные шаблоны, снижая риск штрафных санкций. Кроме всего прочего, электронные документы не требуют физических носителей, что снижает затраты на покупку бумаги, чернил для принтера и печатное оборудование. Обслуживание одного бумажного документа обходится сейчас в 450 рублей, и это в 45 раз выше, чем электронного документа (10 рублей). Так что экономия налицо.
"Решения для автоматизации документооборота упрощают и ускоряют для компаний анализ документов, заменяя бумажные процессы цифровыми, - говорит генеральный директор Zapusk Group Алексей Равинский. - Популярные системы в России - Docvision, СБИС, "1C: Документооборот", "ТЕЗИС" и EDO.ru. Они поддерживают гибкие настройки и интеграцию с внешними системами и бизнес-приложениями. Например, "ТЕЗИС" использует ИИ, который значительно ускоряет процессы и снижает ошибки за счет умных подсказок".
Также в компании "РЖД-Логистика" рассказали "РГ", что торговые компании судят об эффективности цифровизации логистических процессов прежде всего по скорости доставки своей продукции и обработки таможенных документов. "Поэтому участники логистического рынка сосредоточили усилия на повышении степени автоматизации процесса таможенного оформления и обмена электронными документами. Особенно плотная работа в этом направлении ведется между участниками экспортно-импортных и транзитных перевозок в сообщении Россия - Китай. Использование цифрового продукта позволяет фактически в режиме онлайн осуществлять документальное сопровождение перевозки и контролировать все этапы согласования документов", - подчеркнули в пресс-службе компании.
И вот такой утилитарный и очень жизненный пример приводит коммерческий директор компании "Димеко" Кирилл Крайник. Перед выходом на линию водителям логистических компаний необходимо проходить предрейсовый медосмотр. В дистанционном формате с помощью цифровой платформы это займет всего 90 секунд! Вместо бумажного путевого листа водитель получает электронный в виде QR-кода. Система легко интегрируется с любой ERP (например 1С) и упрощает процесс взаимодействия со всеми отделами предприятия и, при необходимости, госорганами. "Есть еще один важный момент для бизнеса. Цифровые решения - это зачастую не только экономия времени, но и средств. Компаниям не нужно организовывать медкабинет, получать лицензии на оборудование, нанимать штат сотрудников. Электронный документооборот минимизирует вероятность ошибок и нарушений, связанных с человеческим фактором, что очень важно в сфере логистики", - резюмирует эксперт.
Однако при этом, как считает Дмитрий Морковкин, несмотря на рост цифровизации транспортной отрасли в России, существует ряд вызовов, которые необходимо решить. К ним, в частности, относятся потребность в большей кибербезопасности, отсутствие единой цифровой платформы и необходимость модернизации инфраструктуры для поддержки цифровых технологий, считает ученый. Также серьезной проблемой, по его мнению, является отсутствие комплексного и единого законодательства, регулирующего использование ИТ в этой сфере. Следующий вызов - медленные темпы цифровой трансформации из-за отсутствия у компаний стимулов к инвестированию в новые технологии. Кроме того, в транспортно-логистической сфере России ощущается нехватка специалистов в области ИТ, что создает трудности при внедрении и обслуживании систем информационных технологий.