Введенные в этом году властями изменения в налогово-бюджетную политику направлены на решение нескольких взаимосвязанных структурно-трансформационных процессов в экономике. Изменения должны смягчить эффект от санкционных ограничений на хозяйствующие субъекты, занятые переориентацией на новые рынки сбыта. Также они должны помочь нарастить объемы инвестиций бизнеса в основной капитал, поддержать базовые отрасли промышленности и сектор МСП.
В этой связи новации фискального характера, вступающие в силу с началом 2025 года, прежде всего направлены на то, чтобы сделать налогово-бюджетную политику более справедливой и эффективной, при этом учитывая необходимость стратегической концентрации финансовых ресурсов бюджетной системы для новых национальных проектов, бюджет которых определен на период до 2027 года. Только в следующем году, по расчетам минфина, на их реализацию уйдет 5,76 триллиона рублей. И даже с учетом налоговых изменений в ближайшие три года федеральный бюджет будет дефицитным - от 0,5 до 1,7 процента ВВП в течение этого периода.
Наибольшие изменения, которые затронут крупнейших налогоплательщиков, касаются в первую очередь косвенных налогов на товары и услуги, реализуемые на территории РФ - их доля в объеме годового ВВП к 2027 году возрастет до 6,3 процента. В основном это связано с ежегодным индексированием ставок акцизов по отдельным видам подакцизных товаров.
В отношении всех категорий плательщиков по налогу на прибыль с 2025 года налоговая нагрузка ожидаемо увеличится по причине корректировки основной ставки налога до 25 процентов. При этом доля прямых налогов в годовом объеме ВВП в 2027 году не превысит 2,2 процента. Однако главным эффектом от увеличения основной ставки налога на прибыль должен стать вовсе не рост дополнительных поступлений в бюджет. Одновременно с повышением налога на прибыль в отношении организаций начнет применяться новый федеральный инвестиционный вычет. За счет этого бизнес сможет уменьшать федеральную часть ставки налога на прибыль до 3 процентов, чтобы общая ставка не превышала 22 процента. Это коснется капитальных расходов на покупку, изготовление, дооборудование, реконструкцию, техническое перевооружение и так далее. В числе других налоговых мер, направленных на повышение инвестиционной активности бизнеса, можно указать право субъектов на снижение ставки налога на прибыль для малых технологических компаний, а также возможность повышать коэффициент до двух единиц по расходам на покупку исключительных прав, закупку, адаптацию и модификацию российского ПО.
Фискальные мероприятия в отношении МСП, использующего упрощенную систему налогообложения (УСН), выравнивают условия работы с крупными контрагентами - в основном это относится к сферам производства, оптовой и розничной торговли. На протяжении последних десятилетий субъекты МСП сталкивались с невозможностью применить механизм уплаты НДС при применении спецрежима УСН на общих условиях аналогично компаниям, применяющим общий режим налогообложения. В этой связи введение обязанности по уплате НДС при превышении порогового значения выручки от реализации свыше 60 миллионов рублей в большей степени направлено на создание равных конкурентных условий между субъектами экономических отношений.
Важно отметить, что для субъектов МСП, у которых при превышении порогового значения выручки в течение года возникает дополнительная обязанность по уплате НДС, есть несколько опций. Они могут применить пониженные ставки НДС в размере 5 процентов, если выручка не превысила 250 миллионов рублей за год, или 7 процентов, если показатель не превысил 450 миллионов рублей. При этом будет действовать запрет на применение налоговых вычетов по НДС. Также у них будет возможность применить налоговые вычеты по НДС по приобретенным товарам, работам и услугам в полном размере. Соответственно, они должны будут платить этот налог с выручки по основной ставке 20 процентов или льготной 10 процентов, то есть на общих основаниях наравне с плательщиками, применяющими общий режим налогообложения. Для многих данный вариант является наиболее оптимальным даже по сравнению с действовавшим до 2025 года вариантом.
Для всех категорий субъектов МСП, применяющих УСН, положительным аспектом изменения налоговой политики в первую очередь станет именно расширение периметра применения этого режима за счет увеличения порогового значения выручки - в сравнении с 2024 годом, когда оно составляло 265,8 миллиона рублей с учетом ежегодной корректировки на коэффициент-дефлятор. Кроме того, на их работе положительно скажется отмена повышенных ставок единого налога в 8 и 20 процентов в зависимости от выбранного объекта обложения - "доходы" или "доходы за вычетом расходов" соответственно. При этом в отношении МСП сохранят пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 15 процентов от размера выплат физическим лицам с корректировкой предельного порога применения с 1 до 1,5 МРОТ.
Хотя сами физлица и не относятся напрямую к бизнесу, изменение налоговых параметров в их отношении тоже не стоит игнорировать. Введение со следующего года дифференцированных ставок по НДФЛ и пятиступенчатой прогрессивной шкалы в отношении личных доходов физических лиц произойдет с одновременным введением налогового "кешбэка" для семей с двумя и более детьми, расширением линейки стандартного налогового вычета для лиц, выполнивших нормативы испытаний комплекса ГТО и прошедших диспансеризацию, применением специальных налоговых правил в отношении участников СВО и членов их семей. Все эти меры направлены на повышение справедливости распределения налоговой нагрузки в отношении физлиц, включая плательщиков, имеющих сверхвысокие доходы свыше 50 миллионов рублей в год. Этот тезис подкрепляется тем, что фискальный аспект для бюджета по введению дифференцированных ставок по НДФЛ и прочих ожидаемо составит практически незаметные 0,16 процента ВВП за 2025 год. Важно, что в ближайшие годы власти будут оценивать влияние новых параметров на макро- и микроэкономику, оставляя себе маневр для корректировки условий в интересах граждан, бизнеса и самого государства.