Ранее предполагалось, что крупные компании будут включены в трансграничный рынок углеродных единиц, но с введением ряда санкций такая практика стала невозможной. Новые правила позволят широкому спектру небольших предприятий производить зачет углеродных единиц для сокращения углеродного следа иных компаний - в первую очередь крупного бизнеса из промышленного сектора.
Профильные эксперты отмечают, что в первую очередь изменения в практике скажутся на подходах к реализации масштабных экологических проектов внутри страны. Расширение круга участников рынка при внедрении новых более строгих нормативно-правовых изменений будет подталкивать крупный бизнес к запуску новых инициатив в области сохранения окружающей среды и устойчивого развития в целом.
В целом новая инициатива соответствует перспективе значительной корректировки правительственных планов по сокращению углеродного следа. Ранее стало известно, что минэкономразвития в рамках федерального проекта "Низкоуглеродное развитие" планирует понизить предельно допустимый уровень нетто-выбросов СО2 на 11 процентов с прежних 1,67 миллиарда тонн, закрепленных в стратегии от 2021 года, до 1,48 миллиарда тонн к 2030 году.
В долгосрочной перспективе мероприятия в рамках этого федерального проекта должны привести к достижению российской экономикой углеродной нейтральности к 2060 году. Сам федпроект является неотъемлемой частью национального проекта "Эффективная и конкурентная экономика", задача которого - обеспечить устойчивые темпы роста не ниже 3 процентов в год. Как отмечал вице-премьер Александр Новак, это потребует внедрения новых технологий, в том числе цифровых, использующих перспективные ИИ-модели.
Полный портфель новых национальных проектов, реализация которых будет происходить в период с 2025 по 2030 год, кабмин подготовил в конце августа. Это значит, что их конкретные параметры и запланированные механизмы реализации намеченных целей станут доступны широкой общественности уже в ближайшее время.