Онегин, Пушкин и Чайковский
Вот такая история: режиссер-аниматор Барри (актер Артур Ваха) приезжает в Россию, где планирует снять кукольный фильм "Онегин". Он на четверть русский и влюблен в поэзию Пушкина. Барри попадает в странное фантасмагорическое пространство (маленькая пушкинская вселенная), пытается понять, что с ним происходит. Его сопровождает Кот ученый, который умеет разговаривать. В комнатах отеля живут герои сказок Пушкина, романа "Евгений Онегин", "Маленьких трагедий". Пойдешь направо - попадешь в роман, налево - в оперу.
Автор сценария и продюсер Ирина Марголина (московская студия "М.И.Р.") рассказала - по видеосвязи - о том, как этот фильм был задуман:
"Около десяти лет назад Любовь Казарновская предложила мне сделать анимационный фильм на основе оперы "Евгений Онегин". К тому времени мы закончили работу над анимационным образовательным циклом "Сказки старого пианино", посвященному великим композиторам мира, Любовь Юрьевна видела его… Идея показалась мне необычной, интересной, к тому же мы только что сняли фильм "Чайковский. Элегия", сделал это один из выдающихся кукольников мира Барри Первис. Он всегда говорил, что его интересует Пушкин, а также переводы на английский язык произведений нашего классика. А еще он обожал Чайковского и был готов взяться за любой фильм на основе музыки Петра Ильича.
Когда я стала перечитывать роман, слушать оперу, то поняла, какая огромная разница между ними. Композитор облегчил роман и выделил для себя основную героиню - Татьяну Ларину, Пушкин же посвятил свое произведение Онегину. Я читала письма Чайковского, записки Пушкина и подумала, что интересно было бы сравнить в фильме оперу и роман. Первый сценарий так и назывался - "Онегин. Версии" и был посвящен двум вариантам этого великого произведения. Но шли годы, и я подумала: хорошо бы проанализировать творческий процесс, подход творческого человека к литературному и музыкальному материалу. Ни в коем случае не делать экранизацию.
Мне хотелось снять фантазийный фильм, я искала режиссера, позвонила Ирине Евтеевой, которая могла бы со своей уникальной техникой создать такой иллюзорный мир. И мы договорились с Барри Первисом, что он в этом фильме сыграет себя. А Казарновская - себя (будут звучать оперные партии в ее исполнении). Герой знакомится с хозяйкой гостиницы - оперной дивой. По нашей версии, когда-то в молодости они встречались, и так же, как Татьяна и Онегин, разошлись.
Но времена меняются, Барри не смог приехать в Москву, его роль сыграл петербургский актер Артур Ваха.
В романе много загадок. Не уверена, что мы сможем их когда-нибудь разгадать, но можем задуматься о том, как трепетно Александр Сергеевич относился к своим героям, как подходил к их описанию. Мне очень хотелось, чтобы зрители улыбнулись, рассмеялись над забавными, смешными ситуациями. Это не драма. Как определяет свой будущий фильм наш герой Барри - это комедия дель арте. И в то же время мы надеемся, что в фильме сохранились чувства и главное - любовь к пушкинскому языку и к замечательной музыке Чайковского".
В фильме много анимационных сюжетов, которые сочетаются с фантазийным миром Ирины Евтеевой, с ее фантастическими пейзажами, эпизодами, костюмами. Восемь эпизодов сделаны в других, разных анимационных техниках, несколько - в кукольной технике, над ними работала Мария Муат - с помощью художника Марины Курчевской. Присутствуют также живопись на стекле, классическая анимация, графическая и трехмерная.
"Мне было интересно взяться за этот проект, - поделилась Ирина Евтеева. - Фильм не просто об отеле, а о таком пространстве, где живут персонажи романа Пушкина и оперы Чайковского.
Я занимаюсь "странной" анимацией, которая включает в себя игровые сцены, которые затем - в виде прорисовки на стекле - становятся анимацией. То есть снимаю картину два раза: сначала - с актерами, этот период короткий, затем три года занимаюсь покадровым рисованием, сочетанием разных проекций. На этом этапе мы работаем вдвоем с оператором-монтажером анимации Александром Баулиным. На этой картине у меня впервые появилось много времени на раскадровку: вместо месяца я могла править режиссерский сценарий четыре месяца.
В фильме есть работы и других аниматоров. Живописное сказочное Лукоморье создавали ученики известного режиссера-мультипликатора Оксаны Черкасовой, графику - Кира Шилова, 3D -анимацию - Всеволод Булавкин. Я впервые работала как режиссер с другими авторами. Это для меня новый опыт. Обычно анимацию делаю я сама.
Фильм полнометражный, продолжительностью 82 минуты. Было 16 съемочных дней. Что совсем немного. А у меня, кстати, это самые длительные съемки. На "Арвентур", скажем, ушло 9 дней, на "Мелодию струнного дерева" - 5 . Собралась большая группа. Все как в игровом кино. Но другие движения - потому что пластика для меня важнее, чем разговоры. На съемках всегда присутствует хореограф Владимир Аджамов, мы прорабатываем движения артистов".
Ирина Евтеева неизменно с благодарностью говорит о своей прекрасной команде. Оператор этой картины - профессионал высокого класса Александр Буров, он работал почти на всех фильмах Александра Сокурова, начиная с 1970-х, с Павлом Лунгиным снимал "Свадьбу". И продолжает сотрудничать с Ириной Евтеевой (недавняя совместная картина "Щелкунчик, пианино и венок из одуванчиков" получила премию "Ника" в номинации "Лучший анимационный фильм").
В марте 2025 года фильм "Отель "Онегин" планируют закончить.
Про Кота
В фильме снялся красавец кот по имени Бельфегор-Фрам Фиалка*RU. "Поскольку я обожаю кошек (Ирина Евтеева, кстати, тоже), мне очень хотелось сохранить в картине волшебного пушкинского кота, - прокомментировала Ирина Марголина. - Наш кот в сценарии заговорил, стал Котом ученым, а в прошлом - литературоведом, пушкиноведом, мудрым существом, который сопровождает Барри в его путешествии".
Самые ожидаемые вопросы от зрителей, журналистов - про кота. Где нашли такого славного котяру, трудно ли было снимать своенравное животное (или покладистое?), происходили на площадке какие-либо казусы?
"Кота искали долго, - ответила Ирина Евтеева. - Как часто бывает: красивые - не талантливы и наоборот - талантливые некрасивы. Нам нужен был кот большой, красивый, талантливый, чтобы он поддавался каким-то командам. Наконец нашли Пусю (так мы звали Бельфегора). Он снимался под руководством своей хозяйки, приезжал на площадку с двумя домиками: в одном спал, ел, в другом у него был туалет. Один раз мы так достали его, что он вырвался, побежал в свой домик и закрылся. Правда!
Еще надо было научить кота "говорить". Пусе надоело постоянно жевать, жевать (когда он жует - получается некая артикуляция, складывается впечатление, что кот разговаривает). И что делать? Наш звукорежиссер на площадке Костя Петухов нашел в интернете запись, как коты приветствуют друг друга во время брачных встреч. Это было смешно. Мы включали кошачью запись. Сначала у нас на площадке орали кошки, мы командовали: "Мотор!", потом снимали кота, который орал вместе с ними. Интересно было снимать это вместе с нашим героем Барри: Артур Ваха держал кота и произносил свой текст. Что в этом "диалоге" кошек было делать не просто.
Вспоминается такая история. По моей раскадровке кот должен был точить когти о кресло. Наш Пуся не стал этого делать категорически, он же аристократ, чемпион породы! Пришлось про когти забыть и придумать другую мизансцену. Панорама: кот спрыгивает с камина, идет по шахматной доске - причем ходил он между фигурками довольно неплохо, и приветствует хозяина. Маршрут был намечен. Кот все выполнил, так как рядом внизу ползла его хозяйка (в кадре ее нет), и он выполнял команды за ней.
Кота ученого в человеческом образе сыграл известный в Петербурге театральный актер, режиссер и педагог Сергей Бызгу. Придумали, что Кот сорвет волшебную шапку с Черномора в рисованном Лукоморье, наденет на себя и превратится в человека".
Ирина Евтеева - обладательница "Серебряного льва" Венецианского кинофестиваля - 2002 (короткометражный фильм "Клоун") и множества других наград, режиссер фильмов "Лошадь, скрипка и немножко нервно", "Эликсир", "Петербург", "Демон", "Маленькие трагедии", "Арвентур" по произведениям Грина, "Мелодия струнного дерева" по сверхповести "Ка" Велимира Хлебникова, "Щелкунчик, пианино и венок из одуванчиков" по рассказу Вадима Михайлова из цикла "Блокадные судьбы", который рисовался на замороженных стеклах.
Кандидат искусствоведения. Заведующая кафедрой кинофотоискусства, профессор Санкт-Петербургского Института культуры.