23.12.2024 21:00
Культура

Эрмитаж и Исторический музей показывают "Драгоценности! Блеск русского двора"

Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №292 (9534)
Выставку "Драгоценности! Блеск русского двора", которая была хитом в филиале Эрмитажа в Амстердаме, в расширенном варианте можно увидеть в Историческом музее в Москве.
Представленные здесь драгоценности интересны и сами по себе, и как свидетельства, память о прошлом. / Александр Корольков
Читать на сайте RG.RU

Образ граненого алмаза определил вход в пространство проекта, для которого Эрмитаж привез раритеты из знаменитой Галереи драгоценностей: бальные платья, веера, украшения. Длинный коридор манит в торце видеокартинкой вращающихся драгоценностей. Стены прозрачны и открывают вид на "бальные залы". Граненый алмаз явно отсылает к образу "магического кристалла", который позволяет различить не даль романа, но шум бала, шелест платьев, обмен любезностями, блеск драгоценностей. Бриллианты, рубины, жемчуга ценны не только сами по себе, но и как свидетельство, память о прошлом.

Чего стоит сентиментальный медальон-брошка Екатерины II с крохотными портретами внуков Александра и Константина. Портреты спрятаны под тонким срезом бриллиантов. И начинаешь понимать, что выражение "чистой воды бриллиант" - не метафора. Впрочем, амплуа бабушки было не единственным у Екатерины, которая любила театр, сочиняла пьесы, а в умении режиссировать жизнь ей не было равных. Ее табакерка отсылает к другому образу - отважной предводительницы дворцового переворота, воительницы и любовницы. В центре крышки - расписной медальон. На нем - профильный портрет в образе античного героя графа Алексея Орлова, одного из участников заговора против Петра III и героя Чесменского сражения против турок. А под медальоном спрятан еще один миниатюрный портрет - одного из фаворитов императрицы И.Н. Римского-Корсакова. Кто заказал этот двойной портрет у мастера Иоганна Готлиба Шкафа? Может, И.Н. Римский-Корсаков? И его спрятанный портрет - вроде тайной подписи фаворита под официальным подарком, преподнесенным венценосной любовнице.

За каждым экспонатом этой выставки встает любопытный сюжет, личность, история. Чтобы зазвучали их голоса, нужно настроить "магический кристалл"

Традиция "спрятанных" портретов продолжалась и в XIX веке. На выставке есть табакерка с коронационной медалью Николая I. А в потайном отделении крышки табакерки - портрет с профилем Александра I. Вокруг профиля выгравированы слова "Наш Ангел в небесах". Этой фразой жена Александра I Елизавета Алексеевна сообщила о смерти мужа его матери Марии Федоровне. Понятно, что спрятанный в табакерке портрет Александра I вряд ли метафора скрытой травмы, скорее - напоминание о семейных узах и династической преемственности власти.

Впечатляет не только формула сообщения о смерти, которая тиражировалась в медали, выпущенной к похоронам Александра I. Не менее впечатляет стандартный набор способов выражения чувств. Локоны в медальонах, миниатюрные портреты любимых на браслетах (они назывались "сантимент"), печатки с памятными датами и проч.

Выставка "Драгоценности! Блеск русского двора" в Историческом музее

Это легко принять за романтическую экзальтированность, увлечение героями Байрона и Вальтера Скотта... Но трудно предположить, что царедворцы и фрейлины чувствовали себя Чайльд Гарольдами или сентиментальными героинями.

Возможно, дело в другом. Практически все, писавшие о высшем свете XIX века, отмечали его холодность, утонченность, сдержанность манер. Светская жизнь была предельно формализована. Речь не только об этикете, но и о форме бальных мундиров (образец можно видеть на выставке), платьев и украшений. Так, при Елизавете Петровне никто, кроме императрицы, не мог носить украшения на правой стороне прически. Она издала об этом именной указ, а позже повелела, чтобы дамы являлись при дворе только с подлинными драгоценностями. В ситуации жесткой регламентации одежды, украшений, жестов, поведения особое значение приобретали детали. Любой жест, который позволял проявить искренние чувства, оказывался востребованным.

В Русском музее открылась выставка Виктора Васнецова

Среди вещей, позволявших демонстрировать "память сердца", - плетенки из волос в браслетах, медальонах, колье... Техника плетения из волос в Европе была известна с XVI века, но в XIX веке она становится повальной модой. Траурные украшения, медальоны на память, объяснения в любви и клятвы верности, разлука с дочерью, которую выдали замуж, - любой повод выглядел достойным для вплетения локона в ювелирный узор и свою память.

На фоне россыпей украшений выделяются два сюжета. Один связан с... чугунными украшениями. Браслеты с шелковыми лентами и тончайшими узорами из чугуна - из собрания князей Юсуповых. Мода на чугун пришла из Пруссии во времена войн с Наполеоном. В 1813-1814 годах знатные дамы жертвовали драгоценности на возрождение прусской армии. И в Берлине начали производить украшения из чугуна, которые по изяществу не уступали золотым и серебряным. Браслеты из шелка и чугуна 1830-х годов из собрания Юсуповых и сегодня смотрятся эффектно.

Другой сюжет связан с рудником на Урале. Чернильница, подаренная Александру I, выглядит лаконично, словно минималистская стальная вещица забрела в XIX век из ХХ. Даром что по форме напоминает античную вазу. Но на ней указаны дата и место создания: 30 августа 1824 года, Царево-Александровский рудник. Эта чернильница - триумф золотодобытчиков с Урала. Она сделана из первой отечественной платины, добытой в России в 1824 году.

Впрочем, любопытные сюжеты тут практически за каждой вещью... Нужно лишь настроить "магический кристалл", чтобы оказаться средь шумного бала случайно...

Чем удивит выставка в Музее современного искусства
Музеи и памятники Живопись Аукционы и коллекции