Персона - Валерий Гергиев, великий музыкант, умеющий также преодолевать условности времени и пространства. 1 декабря исполнился ровно год, как маэстро одновременно возглавил Большой и Мариинский театры. За это время мариинцы побили исторический рекорд на много лет вперед по количеству гастрольных представлений в Москве. И стало очевидно, что в ближайшей перспективе у двух театров одна творческая судьба на двоих.
Тенденция - обезглавленные за последнее время коллективы массово обрели новых, в основном молодых, худруков. Самым горячо обсуждаемым стал приход на пост главного дирижера Госоркестра имени Светланова - Филиппа Чижевского, не оставляющего иные свои должностные и контрактные обязанности. Юному Ивану Никифорчину доверили судьбу Московского государственного симфонического оркестра (МГАСО). Алексей Рубин уехал в Челябинск, получив приглашение возглавить областной Симфонический оркестр. Именитая Екатерина Антоненко стала руководителем Госхора имени Свешникова, оставшись также во главе своего ансамбля Intrada - но на посту руководителя хора Пермской оперы ее сменила Валерия Сафонова. Василия Валитова позвали в Ярославскую филармонию, где не без тени скандала отправили на пенсию заслуженного дирижера ЯАГСО 69-летнего Мурада Аннамамедова… Самым же сенсационным кадровым решением можно признать назначение Ильдара Абдразакова в качестве худрука еще не открывшегося Севастопольского театра оперы и балета.
Премьера сезона - две постановки Мариинского театра: "Гугеноты" Мейербера, абсолютный репертуарный раритет, истинный образец большой французской оперы, требующий уникального исполнительского титанизма, а также "Пуритане" Беллини - великолепный шедевр бельканто, предполагающий абсолютную виртуозность вокального мастерства. Хотя в целом в качестве премьер на столичных подмостках стали доминировать бесконечные возобновления и восстановления очень старых спектаклей, напоминающие спиритические сеансы. Так, например, масштабные юбилейные фестивали Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова не продемонстрировали ни одной новой постановки с оригинальной режиссурой и сценографией.
Среди региональных оперных театров в лидерах, как и в прошлом году, остаются Нижегородский и Пермский театры. При этом нижегородцы - чемпионы по количеству премьер - в уходящем году было показано сразу четыре новых постановки: "Похищение из сераля" и "Так поступают все женщины" Моцарта, "Любовь д"Артаньяна" Вайнберга, "Золушка" Россини. К тому же у Нижегородского театра, единственного (если не считать Мариинку), имеется собственный восхитительный концертный зал "Пакгаузы", что позволяет театру проводить за год сразу три значимых музыкальных форума - "Стрелка", фестиваль "Современная музыка", а также традиционная "Болдинская осень".
Законодателем хорошего тона в концертной жизни страны уже не первый год остается Московская филармония с огромным числом высококачественных событий на любой вкус и кошелек. На ее сценах успешно обретают приют и сторонние проекты - например, возобновленный после паузы Фестиваль Российского национального оркестра или форум новой музыки "Пять вечеров" Союза композитора России. Но все-таки фундамент афиши филармонии - собственные замыслы. В этом году состоялась премьера новоформатного цикла просветительских концертов "Вещь в себе".
Музыкантом года на этот раз стала певица Альбина Шагимуратова, чье феноменальное исполнение партии Эльвиры в премьере мариинских "Пуритан", воскресило миф о самых невероятных оперных примадоннах, дарящих совершенно уникальное художественное переживание. К тому же певица в уходящем году предприняла подвижническую попытку возобновления важного для отечественной музыкальной культуры Международного вокального конкурса имени Глинки.
Самое символическое событие года: Президент России Владимир Путин предоставил российское гражданство знаменитому итальянскому оперному режиссеру Джанкарло дель Монако.
И еще один из важных итогов года: пресловутая международная "отмена русской культуры" в отношении классической музыки уж точно провалилась. Большинство наших исполнителей практически полностью восстановили свои гастрольные маршруты. Одно из самых ярких тому доказательств - в премьере оперы Верди "Сила судьбы", открывшей новый сезон легендарного миланского театра La Scala, принимало участие сразу трое российских певцов: Анна Нетребко, Василиса Бержанская и Александр Виноградов.
Только что Анна Нетребко также стала 56-м лауреатом премии Пуччини на фестивале в Торре-дель-Лаго на родине композитора. Как и прежде, невзирая ни на что, искусство продолжает объединять мир и делать его лучше.