Супруги Роман и Ирина Бондаревы пришли трудоустраиваться на Курский аккумуляторный завод еще в жарком во всех смыслах августе. Из родного Коренево уезжать тогда и не думали. Нарастающий грохот орудий привычно слушали с единственной мыслью: погремит и утихнет. С нею же уезжали в Большое Солдатское, а потом и в Курск.
- Думали, что переждем несколько дней, все утихнет, и мы вернемся, - говорит Ирина. - В Курске у нас сын - как окончил университет, так и остался здесь.
Только вышло совсем не так, как планировала семья. Пребывание в Курске затянулось на мучительно тревожные дни. Сейчас супруги вспоминают, что сидеть на месте и ждать каких-либо вестей было невыносимо. Через две недели пребывания в городе они откликнулись на вакансии и вдвоем устроились работать.
- Мы тогда подумали: пусть это продлится и месяц, а мы этот месяц лучше поработаем, - рассказывает Ирина.
В Коренево оба трудились на заводе низковольтной аппаратуры. Роман - опытный оператор ЧПУ, однако здесь устроился сборщиком, как и супруга. Теперь всем довольны настолько, что признаются: возвращаться не планируют. Все мысли пока только о том, как закрепиться да наладить быт. И таких людей немало.
Все они так или иначе решают множество насущных проблем, а на предприятиях, где они нашли работу, им во многом помогают. Врио министра по труду и занятости Елена Кулагина на встрече с сотрудниками Курского аккумуляторного завода из числа переселенцев напомнила, что поддержка жителей приграничья стала ключевым фактором при их трудоустройстве.
- Ситуация, с которой мы столкнулись в августе, стала беспрецедентным вызовом для всех нас, - отметила она. - И решения, которые принимались, принимались впервые. С первых дней сотрудники центров занятости пошли в пункты временного размещения, пункты выдачи гуманитарной помощи и заявили о многочисленных вакансиях и о том, что готовы оказывать содействие в трудоустройстве. И люди к нам стали обращаться. За эти несколько месяцев с нашей помощью трудоустроены порядка 830 человек. При этом переселенцы искали работу и самостоятельно, пользуясь для этого любой платформой: и "Работа в России", и HeadHunter, и Avito. Но к нам обращались те работодатели, которые были готовы помочь прежде всего с жильем. И такие вакансии заняли порядка 180 человек.
При этом сложностей хватает и помимо обеспечения жильем. Елена Кулагина напомнила, что компании приграничья, предприятия и малые предприниматели в августе были поставлены перед выбором. Первый вариант развития событий - приостановка своей деятельности.
- Что бы это значило? Уведомил ПФР, налоговую, приостановил все обязательства перед государством и перед сотрудниками - и все, - отметила врио министра. - Или второй вариант - оформить вынужденный простой предприятия, но тогда трудовые отношения продолжают действовать и нужно платить сотрудникам либо две трети оклада, либо по тарифным ставкам. Очень хорошо, что большая часть приграничных работодателей выбрали второй вариант. Теперь, когда выплаты двух третей средней заработной платы компенсируются из федерального бюджета, этот подход оправдан.
Елена Кулагина отметила, что из 1570 приграничных работодателей только 36 приняли решение о приостановке.
- Среди них есть и крупные, которые сказали: "Денег нет, но вы держитесь". А есть и, к примеру, две девушки-фермерши, которые уехали в одних бриджах, потеряли все и сами пришли в службу занятости. Мы их трудоустраивали, - отметила врио министра.
В целом уже около 340 работодателей воспользовались компенсацией двух третей средней заработной платы, порядка девяти тысяч сотрудников ее получили. Важным стало и решение разрешить трудоустройство переселенцев на полную ставку, несмотря на простой приграничных предприятий.
- Как только произошли известные события, ко мне обратились многие работодатели региона, в том числе представители крупных промышленных предприятий, - продолжает Елена Кулагина. - И мы, изучив все тонкости законодательства, пришли к выводу: трудоустроить переселенцев можно только на полставки. А работодатели стали мне говорить: "Ну какие же полставки, если у нас вредное производство? Как быть?" И вот когда было принято решение снять это ограничение, люди смогли трудоустраиваться.
Сотрудники завода на встрече сказали, что получают и компенсацию арендной платы за квартиры. Это очень хорошее подспорье. Однако все беспокоятся: бежали без трудовых книжек, да и при желании не смогли бы их забрать, ведь большая часть теперь - пепел. А важно понимать, как подтвердить трудовой стаж. Задавали и вопросы о восстановлении сертификатов о переподготовке.
Елена Кулагина заверила: все данные о стаже, образовании можно подтвердить. И, в свою очередь, напомнила о дополнительных обучающих программах, которые реализуются центрами занятости:
- Женщинам, я думаю, будет интересно научиться делать маникюр, стрижки…
- Ну вы зачем это так красиво описываете? - тут же включился в разговор председатель совета директоров Курского аккумуляторного завода Андрей Каменок: - Мы с таким трудом находим себе сотрудников, а вы переманиваете…
Переселенцы не скрывали улыбок: работодатель ими дорожит. Да и как иначе? На завод пришли более 20 человек, и каждому постарались найти дело и по способностям, и по душе. В кадровой службе рассказали, что обратился мужчина с особенностями здоровья, - ему предложили работать сотрудником зеленого хозяйства. И человек с радостью согласился. Нужны будут ему какие-то еще меры поддержки - всем, чем смогут, помогут, в этом на заводе заверили. Правда, двое мужчин - тоже переселенцы - уже уволились. Как только их родные села были освобождены, уехали туда наводить порядок, заниматься волонтерством, смотреть, что можно восстановить и как… Однако предприятие будет развиваться, инициативные, трудолюбивые люди ему нужны, а это значит, что за новые кадры будут держаться крепко.