После девятилетки Володя пошел учиться в речной техникум на судового механика. По его окончании отправился служить в армию. Но после дембеля попал не на борт речного судна, а учеником на судоремонтный завод, чтобы освоить новую специальность - сварщика.
Нет, волн паренек, конечно, не испугался, просто такое стечение обстоятельств. Предприятие, тогда еще ремонтная база знаменитого "Волготанкера", было ему знакомо. Тут всю жизнь, до самой кончины, его отец Вячеслав Васильевич трудился. Да и он сам еще школьником ходил сюда по четвергам на практику от УПК. Были в советское время такие учебно-производственные комбинаты, где подросткам давали в руки (кто мог, и в голову брал) востребованные рабочие специальности. "Опять же от дома близко, на работу вот 28 лет пешком за 15 минут дохожу, - перечисляет выгоды опытный мастер. - На заводе работают почти все наши местные, из поселка".
От ученика Владимир Правдин быстро дорос до мастера, сварщика 5 разряда. Сегодня он не просто один из лучших профессионалов предприятия, отмеченный отраслевыми наградами, но и мастер-наставник. И варил он всю жизнь не какие-нибудь дачные заборы и флюгера для крыши, а починял нефтеналивные танкеры. "Последние девять лет предприятие наше пошло в рост. Не ремонтируем, а сами строим современные суда. В каждом деле есть что-то хорошее. В моем конкретно - созидание!" - рассказывает мастер.
Имеет право на скромность. Что и говорить, ведь он принимал участие в строительстве большого современного корабля "Святой Князь Владимир", который спустили на воду в 2017 году.
"Спрос на суда огромный, российский флот требует обновления, да еще страну санкции прижимают - нужно импортозамещение. Но опыт, который накопили в прежние годы, когда починяли советские и болгарские танкеры, пригодился. Своих кораблей на самарских верфях до недавнего времени не строили. А сейчас занимаемся сухогрузами - это самоходный пароход для перевозки зерна, контейнеров, спрос на них большой. Но в целом про политику - это к руководству", - переводит разговор собеседник и тут же уточняет, что на заводе бригад сварщиков и сборщиков трудится много, одному такое дело, знамо, не осилить.
У Правдина пятый профессиональный разряд. А самый высокий какой? Пятый! "Есть еще шестой - это универсал, который все должен уметь, но и платить ему надо больше. А пятый - все умеет, но получает поменьше", - улыбается Владимир Вячеславович. На нашу встречу он пришел со своим учеником, студентом местного колледжа Кириллом Гуськовым.
Словам наставника, особенно когда они касаются дела, парень внемлет безоговорочно. "Мы такие же слегка растерянные приходили на завод, здесь учились, росли. И дело наше надо будет кому-то продолжать, поэтому наставничество на предприятии развивается. Вот он годок поработает (указывая на Кирилла) и сдаст на высокий разряд", - говорит Правдин.
Но чтобы стать профи, знать и уметь нужно немало. Для начала - основы физики и химии, чтобы понимать, как и за счет чего металл плавится, а потом становится прочнее прежнего. Требуются трудолюбие, аккуратность, упорство и только потом - умение варить любой шов из любого положения. В кораблях это особенно зримо.
"Кому-то ловкость и смекалка даются от рождения, они все схватывают на лету. Я не такой гений, просто упорный. И наши практиканты тоже станут года за три-четыре мастерами", - считает наставник.
Увлекать профессией сварщика важно с младых ногтей. Именно поэтому в марте 2024 года "Нефтефлот" открыл свои профильные классы в местной школе в старших параллелях, чтобы ориентировать учеников на выбор судостроительных специальностей. Младшие классы пока приходят на завод на экскурсии. Учитывая, что в Самаре нет ни одного среднего и высшего учебного заведения, которое бы готовило судостроителей, компания совместно с Самарским техническим университетом разработала программу и создала лабораторию, где будущие инженеры смогут получить и дополнительное образование в области строительства кораблей.
Корабли - это романтика, а земная жизнь требует еще и прочной материальной базы. "Сколько сварщики зарабатывают - 50, 70, 100 тысяч рублей?" - спрашиваю у мастера. Не пробовал ли он своим востребованным ремеслом зарабатывать по домам и дачам, у частников-то больше может набежать, особенно в сезон, но он только отмахивается: "Мне нравится, что за мной стоит предприятие, с социальными гарантиями спокойнее. Тут есть нормальные условия для работы. Если идет дождь или снег, трудимся под крышей. А в минус тридцать - не работаем вовсе, от мороза шов будет лопаться. Сверхурочные тоже бывают; если надо, выходим и в субботу, и в воскресенье. Главное, чтобы у предприятия были всегда заказы".
Интересуюсь, какие чувства он испытывает, когда на отпускных морях видит крутые суда. Смогли бы они на своей Сухой Самарке так? "По всем морям не ходил, но на Средиземном бывал. Конечно, сможем, у наших кораблей гораздо больше запас прочности, чем у тех же американцев. Мы на заводе сначала мелкие суда строили, а теперь вышли на исследовательские корабли для промера речных глубин, сухогрузы, катамараны "река-море", так называемые "круизеры одного дня". Так что, если сконструируют новое судно и нам закажут, отчего же не сделать. Мы могли бы и речные пассажирские суда строить на смену устаревшим омикам, но пока заказов таких нет", - уверен Правдин.
Весной на самарском судостроительном предприятии "Нефтефлот" было заложено первое судно проекта PV27, предназначенное для эксплуатации в любых климатических условиях, включая Арктику. Ранее такие суда в нашей стране не строились. Стоимость проекта - около 6 млрд рублей. Предполагается, что новый морской паром, спуск которого на воду намечен на 2026 год, придет на смену почти полувековому теплоходу "Клавдия Еланская" и будет возить пассажиров вдоль побережья Кольского полуострова, связывая с Мурманском труднодоступные населенные пункты северного региона. Вместимость судна - около 200 пассажиров. После того как Мурманское пароходство перестало существовать, на Белом море ощущается сильнейшая нехватка судов.
Новое арктическое судно, а работы сейчас в самом разгаре, строят по заказу Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Самарцы сделают основной корпус и его насыщение, а затем своим ходом отправят паром в Карелию, где проведут его достройку и пуско-наладочные работы. Дело в том, что волжские глубины и размеры шлюзов на позволят провести такое объемное судно целиком до Белого моря. А так бы справились!
В свободное от работы время Владимир Правдин очень любит (ну вот и скажи после этого, что река в его жизни - случайность) рыбачить на судаков и щук. Мечтает заиметь дачу на водоеме и снимать плоды своего труда прямо с деревьев. Чтобы здоровье было, и еще лет 10 поработать (в январе будущего года он отметит 50-летие). "Хорошо бы еще счет в банке тысяч на сто...". Правда, когда из отдела кадров идем на его рабочее место под открытым небом и мимо проплывает на "зимовку" белоснежная яхта, Владимир разом подрастает в своих мечтах: "Счет, конечно, в долларах, и пожить здоровым подольше".
Но из необходимых ему вещей, если вдруг судьба забросит на необитаемый остров, говорит, что возьмет только удочку, спички, ножик, женщину (без нее скучно) и косметику для женщины: "Ей без нее грустно". Сварочный аппарат, похоже, соберет уже на месте.