Южнокорейский лидер, который пока временно отстранен от власти, должен был явиться 25 декабря в 10 часов утра в здание Офиса расследования преступлений высокопоставленных лиц, который совместно с полицией курирует следствие по делу о попытке незаконного захвата власти. Юн Сок Ёль проходит по нему главным подозреваемым в связи с введением военного положения в ночь с 3 на 4 декабря. Все остальные чиновники, которые так или иначе были замешан в процессе, уже допрошены, а некоторые арестованы, и только Юн игнорирует вызовы.
Впрочем, отказ президента явиться на допрос был ожидаем. Днем ранее один из его адвокатов заявил, что президенту "будет сложно" явиться на допрос утром 25 декабря, так как он решил сконцентрироваться на слушаниях по делу об импичменте. Кроме того, пока не завершено формирование команды юристов, которые будут представлять интересы Юна.
В итоге все произошло так, как и предполагалось. Следователи, вышедшие на работу несмотря на рождественский выходной, зря прождали его несколько часов. Теперь Офис расследования преступлений высокопоставленных лиц должен решить, что ему делать - посылать повестку снова, в третий раз, или обратиться в суд за ордером на арест и попытаться доставить Юн Сок Ёля силой на допрос.
Судя по официальным высказываниям, пока следователи не хотят идти на открытый конфликт. "Обычно, если подозреваемый три раза игнорирует вызовы, то рассматривается вопрос об аресте и принудительной доставке на допрос… Пока достаточно много факторов, которые нам стоит учесть. Может пойдем по стандартному пути, а может быть и нет", - заявил представитель Офиса, добавив, что "запрос ордера на арест - это пока вопрос лишь дальней перспективы".
Представители Юн Сок Ёля заявили же, что президент озвучит свой подход по следствию и импичменту 26 декабря. Отметим, что Юн отказывается получать уведомления о начале процесса рассмотрения его дела в Конституционном суде, который будет решать, утвердить импичмент или вернуть президента к исполнению обязанностей главы государства. Подобное поведение лидера страны возмущает подавляющее большинство рядовых корейцев. Юн сам заявлял, что готов нести юридическую ответственность за свои действия и намерен отстаивать свою правоту в суде, но на деле ведет совершенно иначе - пользуется привилегиями неприкосновенности и физической защиты, положенные лидеру государства, и игнорирует установленные законом процедуры. Судя по всему, в четверг 26 декабря он намерен прояснить свою позицию, хотя вряд ли сможет сказать что-то, что удовлетворит корейцев.
Параллельно же развивается противостояние между исполняющим обязанности президента премьер-министром РК Хан Док Су и парламентом. По мнению оппозиции, Хан избрал тактику, пытаясь помочь президенту. Хан под разными предлогами пока отказывается одобрять предложенные парламентом законопроекты о введении механизма спецпрокурора для расследования процесса объявления военного положения и подозрений, связанных с первой леди Ким Гон Хи. Точно также Хан не торопится одобрять назначения трех судей в Конституционный суд (КС). В настоящий момент в КС Южной Кореи лишь две трети судей от полного состава - шесть из девяти. Это означает, что голоса даже одного хватит, чтобы аннулировать импичмент. Если же общее число действующих судей возрастет, то для блокирования импичмента надо будет иметь голоса не менее четырех судей. В итоге выходит, что малое количество судей выгодно для Юн Сок Ёля, который заявил, что будет оспаривать свой импичмент. В этой связи доминирующая в парламенте оппозиция пригрозила, что если Хан Док Су продолжит затягивать процесс, то и ему будет объявлен импичмент.
Президент Южной Кореи ввел в стране военное положение