А вот как. Эта история ведет в 1965 год, успевший подвести черту под сумбурной эпохой Никиты Хрущева с окончательно сложившимся социалистическим романтизмом. Советские зрители тогда уже успели насладиться искусством лондонского Королевского национального театра во главе с Лоуренсом Оливье, миланской оперной труппы "Ла Скала", пианиста Вана Клайберна, парижской труппы "Комеди Франсез" и легендарных Ива Монтана и Марлен Дитрих. И вот теперь - восторженная публика встречала в Москве Софи Лорен.
Знойная итальянская актриса приехала на IV Московский международный кинофестиваль, где состоялась премьера картины режиссера Витторио де Сика "Брак по-итальянски": здесь ей вручили Приз за лучшую женскую роль.
Поклонники денно и нощно караулили у отеля "Националь", где Софи занимала апартаменты. Поклонниц впечатлял не только кинообраз пленительной "звезды", но и ее изысканные туалеты "с шармом".
Вдобавок ко всему, итальянка показала, что означает "брак по-итальянски": вместе с ней приехал продюсер и будущий муж (ниже нее на полголовы, но старше на 22 года) Карло Понти - в то время Ватикан признал их грешниками, а ему еще никак не удавалось развестись с первой женой. Зато сказалась деловая хватка: продюсер Понти провернул удачную сделку, продав в Москве права на прокат кинокартины за коллекцию редких икон.
Оживление общественной жизни вокруг кинофестиваля требовало от органов госбезопасности тонкой и напряженной бдительности. Гостям была предложена интересная программа: встреча с Юрием Гагариным, посещение Большого театра и могилы всемирно почитаемого режиссера Станиславского на Новодевичьем кладбище. Официальная церемония закрытия фестиваля проходила в зале заседаний Верховного совета в Кремле. Был торжественный прием в Георгиевском зале. Софи и Карло показали кремлевские дворцы… Однако выходить за рамки этого официального "регламента" гостям не рекомендовалось.
Могло ли это удовлетворить Софи Лорен - с ее пытливым умом и любознательностью? При том, что ей на самом деле искренне хотелось познакомиться с такой неизвестной и заманчивой страной и обыденной жизнью советских людей.
Во время кинофестиваля актриса познакомилась с талантливым фотокорреспондентом самого популярного в то время журнала "Огонек" Евгением Умновым - ему было 45, он был красив и вхож во многие круги столичной власти. Почувствовав взаимное доверие, Софи призналась новому знакомцу, что мечтает побывать не просто в "музее с иконами", а в действующем православном храме.
Умнов, друживший с настоятелем Никольской церкви в Хамовниках, вызвался помочь.
Фотограф и актриса тайно от всех - как пишут авторы романов, "под покровом ночи" - добрались до храма. Встретил их отец Николай Петров, рассказал гостье об истории святыни и показал церковные раритеты. Внутри был полумрак, теплилось только несколько свечей.
Лорен попросила оставить ее одну. Долго и сосредоточенно молилась.
Судя по всему, к церкви и вере она всегда относилась всерьез - кому-то признавалась позже, что всегда, когда не знает, как ей быть, начинает молиться и за себя, и за детей и внуков. Впрочем, у нее немало искрометных афоризмов, например, таких: "Ничто не украшает женщину лучше, чем ее вера в собственную неотразимость". Тоже по-своему о вере - да и если бы в ней не было загадки, она бы не была Софи Лорен.
В ту ночь Умнов, не расстававшийся с фотоаппаратом, не удержался: незаметно для актрисы сделал несколько снимков. Получится что-то или нет? Несколько кадров все же удались. А дальше… Сюжет шестидесятилетней давности обрывается и тонет в полумраке лет.
О публикации в то время речь не шла. А через десять лет мастер умер в возрасте всего 56-ти лет. Наследников у него не было, поэтому весь невероятно значимый фотоархив спасла одна из поклонниц Евгения Петровича. Мне же досталась небольшая "балетная" часть этого сокровища. И вот - среди других здесь оказались эти храмовые фотографии Софи Лорен.
Случайно?
А обнаружила я эти уникальные работы теперь, накануне Нового 2025 года, - тоже случайно?
Бывают ли случайными - такие вот случайности?
P.S.
В следующий раз Софи Лорен приехала в СССР через четыре года - и опять Витторио де Сика режиссер, Карло Понти опять продюсер (и уже официальный муж), партнер по фильму снова Марчелло Мастроянни. Приехала на два месяца на съемки советско-итальянского антифашистского фильма "Подсолнухи". Потом рассказывала в интервью: "Знаете ли вы о том, что в 1960-х итальянская служба безопасности раскрыла заговор южно-тирольских фашистов? Гитлеровские последыши обозначили свой план шифром "Софи Лорен" и намечали убийство виднейших итальянских актеров и актрис как месть за их участие в итальянских антифашистских фильмах. Начать собирались с меня…".
С тех пор она в Москве бывала часто - последний раз лет пять назад. Когда-то мечтала сыграть Анну Каренину, и непременно здесь, у нас. Не вышло. Но зато всегда, с того самого первого своего приезда, тепло вспоминала, как люди постоянно подходили сфотографироваться, а она при этом думала "Какие же они прекрасные".
Посещение Софи Лорен IV Московского международного кинофестиваля