Что готовят на Кухне?
Самарская Третьяковка - филиал Государственной Третьяковской галереи, открылась в отреставрированной Фабрике-кухне - бывшем заводском комбинате питания - в мае 2024 года. Если посмотреть с высоты, здание представляет собой серп и молот. Оно построено в стиле конструктивизма талантливым архитектором Екатериной Максимовой в 30-е годы прошлого века. Это было время, когда молодые энтузиасты, совершившие пролетарскую революцию, стремились внести новое в жизнь простого народа, просвещая его, приобщая к искусству и культуре, в том числе культуре быта.
Новый музей сразу же привлек больше ста тысяч посетителей грандиозной выставкой из 92 шедевров русского искусства, собрания Третьяковки и частных коллекций. Название экспозиции "На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве" отразило и прошлое Фабрики-кухни.
В каникулы в музее можно будет увидеть выставку "В круге цвета. Красный" - от русской иконы к авангарду и искусству XX века, для которого красный цвет был знаковым. В экспозиции будут представлены работы Кузьмы Петрова-Водкина, Василия Кандинского, Казимира Малевича...
Загадки "Шульган-Таша"
Историко-культурный музейный комплекс "Шульган-Таш" находится в Бурзянском районе Башкирии. Он расположен рядом с одноименной пещерой - единственной в Восточной Европе, где найдено несколько сотен изображений, выполненных древними людьми на протяжении тысячелетий (17 000-40 000 лет назад).
Пещера уникальна и сама по себе - многочисленные факты позволяют предположить, что это был уральский очаг древней культуры.
Подобные пещеры известны в Западной Европе, в пиренейско-кантабрийском регионе Франции и Испании, но "башкирская" живопись разительно отличается от западной. Кроме реалистичных изображений животных, таких как лошадки, шерстистые носороги, мамонты, верблюд, зубр, бык, на стенах пещеры обнаружены геометрические знаки, аналогов которым в мире нет - трапеции с "ушками", двойной треугольник и другие, смысл которых еще предстоит разгадать.
Наскальную живопись эпохи палеолита открыл миру в 1959 году зоолог природного заповедника "Шульган-Таш" Александр Рюмин. С тех пор пещеру беспрепятственно посещали миллионы людей, что нанесло ей значительный урон.
Для того чтобы и туристы могли ознакомиться с уникальными рисунками эпохи палеолита, и ученые - спокойно выполнять свою работу, но главное - сохранить пещеру с ее наскальной живописью, и был построен историко-культурный музейный комплекс, который полностью повторяет настоящую пещеру "Шульган-Таш".
Что осталось от прабабушки
У "ЯМузея", кинешемского фамильного музея рода Яковлевых, площадка совсем небольшая. Но три зала в старинном доме наполнены подлинными вещами, которые до недавних пор служили потомкам дворянского рода Яковлевых, проследившим свои корни с середины XVIII века. Они смогли сохранить живую память о предках, не растеряли архивы на фоне войн и репрессий ХХ века. И не просто перебирали по праздникам пожелтевшие фотографии - но делали куличи и пасхи в формах, оставшихся от прабабушки, ели изящными серебряными ложками, молились у фамильных икон, играли с дореволюционным плюшевым медведем...
Посетители "ЯМузея" могут посидеть в стародавнем кресле и заметить, как меняется осанка, подержать в руках стереоскоп и узнать об этой замечательной семье от первого лица. Аудиогид для экскурсии записала одна из наследниц рода, Мария Мурашова. Ее отец много лет собирал материалы для хроники, начатой еще в 1894 году.
Потомки кинешемского дворянина живут в разных городах, но малый город на Волге оставался "точкой сборки". Поэтому именно там москвичка Мария подыскала помещение для экспозиции, открытой при участии потомков в возрасте от 10 до 80 лет. В нее вошли предметы, которые хранились в нескольких семьях как символы общего прошлого. "ЯМузей" не воссоздает полную обстановку комнат, как это обычно делают в дворянских усадьбах, а предлагает очертания дома. Разделы построены ассоциативно: "Время", "Детство", "Достижения", "Красота"... Каждая вещь - повод для воспоминаний и размышлений. Слушая рассказ о Яковлевых, гости невольно погружаются и в историю своей семьи, задаются вопросами: "А что помню я? Что я унаследовал от предков? Что передам своим детям?" На ум приходят далеко не только материальные ценности...