25.12.2024 12:58
Общество

В Петербурге скульптуры на открытом воздухе нуждаются в повышенной заботе

Текст:  Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета - Санкт-Петербург: №293 (9535)
В Северной столице скульптуры, украшающие площади и парки, переживают самое тяжелое время: "температурные качели", дождь со снегом и ветром, высокая влажность. Но с наступлением тепла памятники пройдут обследование, им будет назначена "профилактика" и "лечение". Это тщательная помывка со специальным мягким моющим средством, восстановление слоя защитной патины, а некоторым памятникам - долгая и кропотливая реставрация - с демонтажом и перевозкой в специальные мастерские.
Памятник Ленину на Московской площади ушел на реставрацию первый раз за 50 лет. / Алексей Стригин /РГ
Читать на сайте RG.RU

Оптимальный метод защиты статуй на берегах Невы, доказавший свою эффективность, это укрытие в деревянные футляры, при этом статую дополнительно могут обматывать полотном, рогожей. Но применять метод можно крайне ограниченно, поскольку город на несколько месяцев в году потеряет значительную долю привлекательности. Так что применяют выборочно. Например, в Летнем саду. Впрочем, практически все скульптуры там - копии (оригиналы перенесены в Михайловский замок на вечное хранение). Но есть исключение - мраморная аллегорическая композиция "Ништадтский мир" (скульптор Пьетро Баратта). "Мир" был заказан Петром I в Италии и является первой мраморной скульптурой, установленной в граде Петра. Поскольку композиция сохранилась хорошо (в XX веке она много лет находилась в Эрмитаже), то специалисты пришли к выводу: памятник может находиться на открытом воздухе с условием помещения в футляр на холодное время и обследования после снятия футляра.

Не помещают в футляры и мраморные группы "Диоскуры, укрощающие коней" у Конногвардейского манежа. Кстати, скульптуры, доставленные в Россию в начале XIX века, отнюдь не все время находились перед манежем. В 50-х годах XIX века были демонтированы и перемещены к воротам казарм Конногвардейского полка. Во время Великой Отечественной снова сняты с постаментов и укрыты в специально выкопанных котлованах, при этом фигуры возничих и лошадей были разделены. После войны Диоскуров вернули на первоначальное место.

Как пояснили в Санкт-Петербургском государственном музее городской скульптуры, петербургская реставрационная школа стала формироваться еще со времен Петра Великого - ведь за привезенными памятниками нужно было ухаживать.

Один из важнейших аспектов - отслеживание процесса образования патины (окиси) на поверхности бронзы, латуни, меди. Патина не только придает колористическую индивидуальность каждому предмету искусства, но и служит защитным слоем. При неблагоприятных условиях защитная пленка патины разрушается, и на поверхности металла развивается коррозия. Название процесса - бронзовая болезнь.

В Петербурге люди вредят памятникам больше, чем погода

Патина очень сложна по составу, индивидуальна для каждого памятника. Но теперь есть технологии, позволяющие определять ее состав и состояние.

Один из современных методов возобновления патины - холодное газодинамическое напыление (он был применен, например, при работах на конях Клодта, украшающих Аничков мост). Сначала идет расчистка мест, где утрачена патина. Затем на поверхность под давлением напыляется так называемый жертвенный слой патины (порошок меди плюс окислители). То есть авторская поверхность покрывается защитным слоем. Процесс, кстати, обратимый. Этот слой в случае необходимости можно снять.

Во время реставрационных работ памятник "открывает" свою историю, узнаются ранее неизвестные подробности.

Например, скульптуры быков, стоявшие у здания Мясокомбината (теперь на месте производственного здания - новый микрорайон) на Московском шоссе. Автор - скульптор Василий Демут-Малиновский. Как рассказала Екатерина Шишкина, начальник отдела памятников и мемориальных досок музея, созданы скульптуры в 1824-1827 годах и первоначально были установлены совсем в другом месте - у здания Скотопригонного двора (угол Московского проспекта и Обводного канала), место у Мясокомбината заняли в 1936 году по решению наркома пищевой промышленности А. И.?Микояна. Во время Великой Отечественной сняты с пьедесталов и привезены в некрополь мастеров искусств Музея городской скульптуры (Александро-Невская лавра). Причем по иронии судьбы рядом находилось захоронение их автора - Демут-Малиновского.

Кстати, именно из-за перемещения статуй в некрополь впоследствии родилась городская легенда о том, что Демут-Малиновскому как-то приснился сон, что его творения пришли к нему на могилу.

Завершена реставрация покоев Екатерины II в Зубовском флигеле Царского Села

Вернули скульптуры к Мясокомбинату после войны. В перестройку они начали разрушаться, затем у одного из быков исчез хвост. Изваяния накренились, возникла угроза падения. Нужна была срочная реставрация. Были трудности и юридического характера, так как на скульптуры претендовала компания-застройщик. Городские власти в 2021 году приняли решение о передаче изваяний музею, и в 2023-м началась их полномасштабная реставрация. Выяснилось, что поверхность скульптур окрашивалась не менее четырех раз. Быки были и черными, и серыми, и оранжевыми, и изумрудно-зелеными. После расчистки был дан ответ на вопрос, из какого они все-таки материала. Считалось, что из чугуна. Оказалось - бронза. Также выяснилось множество технических подробностей о том, как шла отливка, и даже было проведено зондирование внутренних полостей (по типу эндоскопии у человека). Из внутренних частей скульптур было удалено пять ведер различного мусора!

Пока что точно не определено будущее место нахождения скульптур. Скорее всего, это будет ЖК на Обводном канале. Так или иначе, но скульптуры будут находиться под опекой специалистов. И это самое главное.

Впереди у петербургских памятников на открытом воздухе - теплое время года, тщательная помывка, во многих случаях и покрытие защитным натуральным или синтетическим воском, который тщательно вручную растирается по поверхности. Для каждой скульптуры определят свой "план лечения".

СЗФО История Музеи и памятники Санкт-Петербург