Отменили из-за коррупции
Обязательный технический осмотр (ТО) автомобилей в Кыргызстане отменили в 2012 году по официальным, данным, из-за коррупционных проявлений. Но уже через несколько лет правительство вернуло ТО для некоторых категорий автомобилей - для используемых в предпринимательской деятельности при перевозках пассажиров и грузов, а также специальных транспортных средств, к примеру карет скорой медицинской помощи. Кроме того, был установлен порядок добровольного прохождения техосмотра для обычных авто.
О необходимости возврата обязательной процедуры ТО в Кыргызстане на официальном уровне впервые заговорили в 2022 году. Причина - требование технических регламентов ЕАЭС. "Каждая машина в республике должна проходить техосмотр, но для этого нужно внести изменения во внутреннее законодательство страны", - сообщили тогда корреспонденту "РГ" в минтрансе КР.
За возврат технического осмотра активно выступали в мэрии Бишкека. Власти города в то время считали, что одной из причин смога, ежегодно опускающегося на столицу в зимний период, являются выхлопные газы сотен тысяч автомобилей. Техосмотр, как полагали в муниципалитете, позволил бы не выпускать на дороги машины в плохом состоянии и таким образом положительно повлиял бы на экологию. Правительство тогда поручило министерствам экономики и внутренних дел рассмотреть плюсы и минусы введения ежегодного обязательного ТО всех автомобилей в стране и представить свои выводы до конца августа 2023-го.
К указанной дате кабинет министров сделал первый шаг к возврату техосмотра. Был утвержден новый порядок проведения данной процедуры. Согласно документу, ТО автомобилей проводится диагностическими центрами, аккредитованными в национальной системе, согласно требованиям международных стандартов.
"Специалисты, проводящие технический осмотр, должны быть компетентными, иметь соответствующую квалификацию, подготовку, опыт работы и уметь определять любые дефекты, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации транспортных средств. При проведении технического осмотра диагностический центр принимает заявку, регистрирует ее и информирует автовладельца о порядке проведения технического осмотра, представляет ему утвержденный прейскурант цен на работы и подписывает договор (соглашение) на проведение работ. Продолжительность ТО одного транспортного средства в зависимости от категории должна составлять от пятнадцати до шестидесяти минут. При положительных результатах владельцу выдается талон о прохождении технического осмотра установленного образца, заверенный подписью эксперта и печатью диагностического центра", - говорится в документе.
Госдиагностика
А следующим шагом кабмина стал вынесенный на днях на общественное обсуждение законопроект о возврате обязательного ТО в республике для всех категорий автомобилей. В минэкономики предложили сделать это в несколько этапов.
Первый - введение запрета на ввоз и использование в республике транспортных средств старше 30 лет для предпринимательской деятельности и специальных целей. Второй - создание и оснащение государственных диагностических центров в каждой области КР. Третий - внедрение самой процедуры обязательного прохождения техосмотра и исключение из законодательства нормы о его добровольном порядке. Но все это, по данным минэкономики, должно было уйти три следующих года.
Цель - создать условия для улучшения экологической обстановки в Бишкеке и Оше и обеспечить безопасность дорожного движения. Если бы инициативе министерства дали "зеленый свет", то под этот вид госрегулирования попало бы более 1,2 миллиона автомобилей. И, естественно, обязательный техосмотр стал бы дополнительным источником поступлений в бюджет страны.
Президент против
Однако планам ведомства не суждено было сбыться. Инициативу "зарубил" президент КР Садыр Жапаров. "Введение техосмотра может создать высокий риск коррупции... Учитывая это, предложено снять с общественного обсуждения законопроект", - говорится в сообщении, распространенном пресс-секретарем главы государства Аскатом Алагозовым.
Именно это с момента представления инициативы призывали сделать автолюбители республики на популярных интернет-форумах и в социальных сетях. Почему же кыргызстанцы восприняли предложение вернуть обязательный техосмотр столь негативно? Ответ на этот вопрос дали в Ассоциации перевозчиков и логистов КР. По словам главы организации Темирбека Шабданалиева, добровольный порядок прохождения ТО не оправдан практически.
- Слова о дополнительном источнике поступлений в бюджет не имеют под собой оснований. До 2012 года по этой статье в госказну поступало мало, больше попадало в карман сотрудников ДПС МВД, которые осуществляли процедуру. Из инструментов у них был только молоток на длинной ручке, которым постукивали по машине, что и называлось "провести техосмотр". Официально это стоило 120-130 сомов, но автовладельцы доплачивали по 500-600 сомов, чтобы получить стикер на лобовое стекло, подтверждающий прохождение ТО, - рассказал эксперт.
При этом, как отметил Темирбек Шабданалиев, отсутствие технического осмотра не является причиной увеличения количества ДТП в стране. "По нашим данным, более 90 процентов аварий происходит именно по вине водителей, из-за несоблюдения ими правил дорожного движения", - добавил он, назвав возврат обязательного ТО шагом назад
И с ним согласно подавляющее большинство автовладельцев, которых опросил корреспондент "РГ". Главный аргумент водителей - за то, чтобы процедура технического осмотра прошла быстро и гладко, придется платить дополнительно.
Требование техрегламента
Несмотря на то что против возврата обязательного ТО выступил президент Кыргызстана, правительству все-таки придется найти в этом вопросе "золотую середину", которая устроит всех. Республика - участник ЕАЭС. "Мы должны выполнять требования технических регламентов союза, в частности касающегося безопасности колесного транспорта. Кыргызстан - единственная страна в интеграционном объединении, в которой нет процедуры обязательного технического осмотра", - сказал начальник управления Бакыт Шабданов.
Кстати
Общее количество зарегистрированных транспортных средств в Кыргызстане, по данным госучреждения "Унаа", составляет 1,6 миллиона единиц. Из них 26 тысяч - со сроком эксплуатации до пяти лет, 89- от пяти до 10, 98- от 10 до 15, 1,4 миллиона - свыше 15 лет.