Его неугомонный итальянский дед прослышал, что в снежной далекой России хорошо платят коннозаводчикам, и рискнул. Платили не ах, но флорентиец как-то женился, прижился, привык - и всё завертелось. Обосновался в Петербурге. Сын его Георгий Розай, однокашник Вацлава Нижинского, стал видным артистом Мариинского театра. А сын дочери Юра Григорович, также унаследовавший от деда итальянский темперамент, по следам дяди окончил хореографическое училище, в сороковые намыкался вместе со всеми в эвакуации, и в Мариинском (Кировском) театре был сразу же определен на исполнение танцев "с темпераментом". Только танцев ему было мало.
Он начал ставить в 20 лет, заставив о себе говорить после сделанного в Доме культуры "Аистенка", а потом и "Славянских танцев" на музыку Дворжака. Так довольно молодым он стал человеком штучной профессии - балетмейстером. Она во все времена была видной, прицельной для получения славы, благ и едкой критики и поглощала целиком.
Григорович выбрал ее и с ней сжился, став одним из крупнейших хореографов ХХ века. Собственно, в свои 98 он почти сравнялся с веком по возрасту. Григоровича любят и ненавидят, ценят и обесценивают, но все признают его харизму, умение намагничивать и подчинять своей воле людей и пространство, а также дивную способность держать удар.
В Театре оперы и балета имени Кирова он набивал руку в постановках танцев в операх, а в тридцать получил первую большую постановку - "Каменный цветок" Прокофьева. Год 1957-й, в переводе на балетный - ему повезло оказаться в нужное время в нужном месте. К появлению Григоровича во "взрослом" формате едва утихли битвы внутри советского артистического мира между симфоническим и драмбалетом. В переводе на филологический то был спор между западниками и славянофилами, в переводе на социологический - между элитарным и народным.
Григорович в силу возраста, места рождения, образования и характера таланта подбивал сумму знаний двух противоположных направлений в единый творческий продукт. К тому же - тут ему крупно повезло - в воздухе ощущался терпкий дух шестидесятых с его вольной трактовкой фольклорных богатств и почтением к слову "свобода": Григорович ставил "Каменный цветок" по уральским сказам Бажова и стильную "Легенду о любви" по восточной легенде в изложении Назыма Хикмета, а затем выстреливал "Спартаком".
В 1964-м он утвердился как главный балетмейстер Большого театра и держал этот пост тридцать лет, до 1995-го. На тот же период тридцатилетнего царствования Юрия Григоровича в Большом приходятся грандиозные скандалы с Майей Плисецкой, Владимиром Васильевым, Марисом Лиепой, краткая суть которых стара как мир: каждый крупный художник достоин особых условий творчества. Тем не менее Григорович стал символом узурпатора, на какой-то период даже зловещего, и что в шестидесятые ассоциировалось со свежим ветром, с годами стало выглядеть воспеванием застоя. Затем страсти улеглись и обнаружилось, что он - всего лишь Художник, вибрирующий в соответствии с тысячелетием на дворе. Что при всех прочих условиях он мастерски умеет обращаться с балетными массами, и сцену погони "Легенды о любви" или последний бой Спартака надо изучать всем, кто числит себя профессионалом.
Где смотреть балеты Юрия Григоровича
- "Щелкунчик", Большой театр, по 12 января 2025
- "Спартак", Красноярский театр оперы и балета, 21 и 22 февраля 2025 года.