Уходящий год стал знаковым в истории "Золотой Маски": в 2024-м главная театральная премия страны начала "перезагрузку", которая продолжается по сей день и явно займет еще какое-то время - перевести такой огромный "состав" на новые рельсы - дело небыстрое. О том, что значит эта награда для театрального сообщества и для России в целом, говорят уже сами имена новых руководителей: Владимир Машков и Валерий Гергиев. А еще "Золотая Маска" вернула, как и было обещано, доверие министерства культуры - недавнюю конференцию в Москве о том, как обновленной премии жить дальше, открывала лично министр Ольга Любимова. Она и назвала главные критерии обновленной "Маски": честность и профессионализм.
Юбилейной 30-й церемонии, кстати, могло бы и не состояться - но, несмотря на все пертурбации, вручение наград все же прошло на сцене Театра им. Вахтангова. При этом праздник вывели за пределы узкого профессионального круга: весь день на Арбате радовали как "посвященных", так и зрителей с "галерки", бескорыстных любителей театра, - их встречало карнавальное шествие уличных артистов. Тоже, согласитесь, важный штрих.
Нововведения в устав премии известны - но напомним важное: принципиальное сокращение номинаций и отмена личных "Масок" режиссерам и артистам. В каждом из жанров оставлена лишь одна номинация - "Лучший спектакль". Исключение сделано для драматического театра (здесь номинаций две - "Большая" и "Малая" формы) и хореографических постановок ("Классический", "Современный балет" и "Современный танец").
Вне конкурса будут вручаться две новые премии: "Лучший спектакль для детей"; "Премия президента премии и фестиваля "Золотая Маска". И это, есть ощущение, еще не все перемены.
Проблема "скамейки запасных", которая последние годы все громче звучала и в кулуарах, и на самых разных конференциях, в этом году дала о себе знать "в полный рост". Очевидным признаком дефицита талантливых управленцев в культуре стали громкие пересуды вокруг новых назначений, и пусть они коснулись главным образом театров московских, а не федеральных, - тенденция, что называется, налицо.
Сложно представить, что Владимир Машков, который уже и так держит на своих плечах Союз театральных деятелей, "Золотую Маску" и "Табакерку" вкупе с театральной школой Олега Табакова, сам изъявил желание возглавить еще и "Современник". Не забудем, что он еще и действующий (и очень востребованный!) артист. Понятно, что это назначение - скорее компромисс, хотя его и можно логично объяснить "одной связующей пуповиной" двух московских трупп.
Сразу два коллектива с этого года возглавляет и Константин Богомолов. К Театру на Бронной под его руководством добавился теперь Театр-сцена "Мельников" (экс-театр Романа Виктюка). Совмещает два поста и Евгений Герасимов: он худрук не только Театра на Малой Ордынке, а еще и Театра Сатиры. Двойные должности появились и у некоторых директоров.
Где же новые имена, где молодые и эффективные? И что со всем этим делать - так ведь на все театры худруков не напасешься. Ответа пока нет, но... Вот, к примеру, в Александринском театре летом тоже произошли перестановки, и тоже кардинальные. Но здесь и нового худрука Никиту Кобелева, и нового директора Александра Малича, можно сказать, взрастил давно и самолично Валерий Фокин, ушедший на должность президента театра. Может, и это - рецепт?
Наконец - к премьерам. Хороших спектаклей в этом году было немало. В приоритете у режиссеров по-прежнему классика, и вот вам еще один, если угодно, тренд - чеховская "Чайка", которая в нынешнем сезоне "премьерится" чуть ли не в каждом столичном театре. Любопытная и по-своему особенная постановка вышла у Константина Хабенского в МХТ им. Чехова. У Константина Богомолова - в Театре на Бронной знаменитый сюжет получил продолжение и, как всегда, подчеркнуто на злобу дня...
Театр Наций по-прежнему бесстрашно берется за оригинальный материал: пьесу "Друзья" Кобо Абэ или роман Лю Чжэньюня "Я не Пань Цзиньлянь". Сразу два зрительских хита выпустил Театр им. Вахтангова - "Повесть о Сонечке" Влада Наставшева и "Утиную охоту" Аскара Галимова. Не достать билетов на "2007" в Театр имени Маяковского - режиссеры постепенно подбираются к осмыслению начала 2000-х, и это тоже ценно.
А к нерву сегодняшних событий театр пока прикасается очень робко. Первая серьезная премьера, посвященная СВО, готовится артистами Театра Олега Табакова и "Современника" - это будет объединенная работа двух коллективов, созданная на основе реальных историй участников спецоперации. Название спектакля - "Позывной "Тишина". Даст эта постановка верный импульс направлению театров - покажет время. Ждем.
Конечно же, еще один итог: от русского театра мир закрыться и не может, и не хочет. Триумфальные гастроли МХТ им. Чехова в Японии, успех Вахтанговского театра в Китае - лишь малая доля продолжающихся международных контактов. Нет оснований полагать, что их станет меньше. Как раз наоборот.
Антона Павловича Чехова в 2024-м ставили по всему миру. В Лондоне известный драматург Саймон Стивенс и режиссер Сэм Йейтс представили публике свою версию "Дяди Вани" - их Серебряков не академик, а кинорежиссер.
Здесь же, в столице Англии, в театре Donmar Warehouse, идут показы "Вишневого сада" в постановке австралийского режиссера Бенедикта Эндрюса. У него чеховские персонажи больше похожи на гламурных тусовщиков, а предводителем этого "пира во время чумы" становится Раневская, которая все никак не может остановить свою вечеринку.
И снова к "Чайке": пьесу в 2024 году поставил один из главных парижских театров, "Одеон". Автор премьеры - знаменитый французский режиссер, в недавнем прошлом директор этого театра Стефан Брауншвейг.
Одержим Чеховым японец Мотои Миура: у себя в Японии он поставил практически все пьесы классика, а в этом году, специально для фестиваля "Мелиховская весна", представил свой "Вишневый сад".
В 2025-м Антону Павловичу исполнится 165. То ли еще будет?