Каковы основные результаты нацпроекта "Здравоохранение"?
Особое внимание в рамках нацпроекта было уделено нескольким ключевым направлениям развития службы здоровья: это модернизация первичного звена и улучшение материально-технической базы медорганизаций по всей стране, развитие медицинской помощи в борьбе с социально значимыми заболеваниями, а также с орфанными болезнями. Был сделан акцент на здоровье детей и старшего поколения. Началась реорганизация онкологической помощи, чтобы сделать ее доступной по месту жительства. Постепенно решается проблема кадрового дефицита врачей разных специальностей. Началась цифровизация отрасли. Развивается инновационная медицина.
Вот лишь некоторые итоги:
- В стране открыто 556 центров амбулаторной онкопомощи, в региональьные онкологические клиники и отделения поставлено свыше 13,6 тыс. единиц оборудования.
- Переоснащено 643 региональных сосудистых центра и первичных сосудистых отделений. Экстренные операции, спасающие людей от инфаркта или инсульта, выполняются, в том числе, возрастным пациентам.
- Развернута программа обеспечения лььготными (бесплатными) лекарствами пациентов, перенесших инфаркт миокарда, аортокоронарное шунтирование, ангиопластику коронарных артерий со стентированием. Лекарства получают амбулаторные больные.
Главное достижение 2024 года - ожидаемая продолжительность жизни в России достигла 73,4 года - это самый высокий уровень за всю историю страны.
Ключевая задача нацпроекта "Продолжительная и активная" жизнь - закрепить и развить достигнутые результаты.
Курс на профилактику и новые источники финансирования здравоохранения
Ставится задача совершенствовать диагностику - для своевременной выявляемости заболеваний, и это становится большим вызовом для области финансирования системы обязательного медицинского страхования.
Поэтапное обновление программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи стало важной темой текущего года, в том числе, и включения в нее новых важных направлений.
Эксперты считают, что в перспективе необходимый объем затрат на медицинскую помощь населению будет расти быстрее, чем возможности системы ОМС. Отчасти этот тренд виден уже сейчас: по оценкам, происходит ежегодное увеличение объема "теневых" платежей населения - их совокупный размер в 2023 году оценивается более чем в 250 млрд рублей.
Принимая во внимание ограниченность бюджета системы ОМС, в 2024 году внимание уделено поиску новых механизмов для привлечения внебюджетных источников финансирования в систему здравоохранения. Среди них - средства крупных компаний, благотворительных фондов, внедрение механизмов дополнительного финансирования.
Яркий пример - инициатива "ОМС+", предполагающая введение комбинаций платежей пациента и государства за различные составляющие медицинских услуг в рамках программы государственных гарантий, включая сервис. Ожидается, что дискуссии по этому вопросу продолжатся и в следующем году, в том числе на регуляторном уровне.
Рост востребованности добровольного медицинского страхования
В условиях растущего в последние годы кадрового дефицита бизнес все чаще привлекает (и закрепляет) сотрудников, предлагая им качественный соцпакет. Опросы как работодателей, так и работников показали: ДМС воспринимается обеими сторонами как важнейшая составляющая социального пакета.
Причем если раньше полисы ДМС обеспечивали своим работниками в основном крупные компании, то сейчас все более активным потребителем таких продуктов становятся малый и средний бизнес. На рост востребованности ДМС также повлияла пропаганда здорового образа жизни, повышение доступности медицинских услуг и внимания россиян к своему здоровью.
Показательным примером 2024 года является страхование в сфере онкозаболеваний. В последние годы отмечается рост приобретения полисов онкострахования как со стороны работодателей, так и со стороны самих граждан. Предполагается, что аналогичные страховые продукты будут развиваться в системе борьбы с другими социально-значимыми заболеваниями - сердечно-сосудистыми, сахарным диабетом и т.д.
Кроме того, ожидается повышение спроса на индивидуальные страховые продукты, когда потребитель сам покупает страховку. Прогнозируемая динамика этого сегмента оценивается в 10-15% в год.
Развитие цифровизации закладывает базу для качественных изменений в медицине
Единая государственная система в области здравоохранения и цифровой контур формируются уже более 10 лет. И сегодня эксперты говорят, что государству удалось создать цифровой "фундамент" медицины. Сегодня большинство медицинских учреждений оснащено компьютерами и доступом в интернет, стали привычными и повсеместными такие сервисы, как электронные медицинские карты и онлайн-запись к врачу, быстро развивается телемедицина. В частности, дистанционные консилиумы с привлечением специалистов ведущих федеральных медицинских центров для помощи региональным коллегам в сложных клинических случаях стали уже обычной практикой. Все это позволило существенно повысить доступность и скорость оказания медицинской помощи и улучшить результативность лечения.
Однако после завершения федерального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на базе ЕГИСЗ" цифровая трансформация медицины столкнулась с новыми вызовами: развитием искусственного интеллекта, синхронизацией данных и созданием нормативно-правовой базы для обеспечения доступности информации.
Нерешенным все еще остается вопрос качества данных в ЕГИСЗ: единой национальной модели их представленности в системе все еще нет, а также нет и процедуры проверки и контроля корректности данных. Поэтому в ЕГИСЗ встречается большое количество технических ошибок, задвоений, разнятся вносимые в рамках разных систем параметры, что усложняет работу с данными пациентов. Это то, над чем нужно будет работать в 2025 году.
Борьба с лекарственным контрафактом
Внимание к безопасности и качеству лекарств и медицинских изделий растет вместе с повышением производственных возможностей и появлением новых рынков.
Эксперты говорят о несколькихз болььных точках. Обострилась проблема использования препаратов ненадлежащего качества в косметологии. Доля так называемого "серого рынка" незаконно обращающихся инъекционных продуктов и медицинских изделий составляет в зависимости от сегмента от 40 до 60%.
Для выработки решений и подходов к борьбе с этим негативным явлением крупнейшие игроки рынка приняли решение объединиться и привлекать регуляторные органы. Так, внимание к проблеме со стороны государства уже обеспечено - помимо Росздравнадзора и Минздрава России, в многостороннюю дискуссию вовлечены представители МВД России и Следственного комитета России. "Дорожная карта" жестких мер в отношении недобросовестных поставщиков медицинских товаров и услуг станет эффективным противодействием для создания безопасной и прозрачной среды.
Еще одно направление - плохо контролируемый рынок БАД, продаваемых на маркетплейсах.
Ставится задача повышения ответственности пациента за свое здоровье
Формирование ответственности пациентов за свое здоровье и их приверженности профилактике становятся основными направлениями государственной политики. В рамках национального проекта "Продолжительная и активная жизнь", стартующего в 2025 году, акцент будет сделан на построении пациентоориентированной модели здравоохранения, которая подразумевает вовлечение пациента в процесс лечения, а также повышение заинтересованности россиян в здоровом образе жизни и ответственном отношении к лечению.
Развивается парадигма партнерского взаимодействия врача с пациентом - эта перспектива сможет оказать существенное влияние на снижение экономического бремени социально-значимых заболеваний.
Продолжится внедрение подходов превентивной медицины: ранняя диагностика и профилактика заболеваний. Ставится задача формировать у населения культуру заботы о здоровье. Один из комплекса вопросов - решить повсеместную проблему игнорирования пациентом врачебных рекомендаций, самовольное изменение схемы лечения, а иногда и прекращение терапии.
Задачи нацпроекта "Продолжительная и активная жизнь"
На смену завершающимся нацпроектам в 2025 году придет новый нацпроект "Продолжительная и активная жизнь". Его главной целью станет повышение средней продолжительности жизни в России до 78 лет в 2030 году и превышение показателя 80 лет в 2036 году.
Для этого продолжится и поиск возможностей для формирования стратегий по направлениям, которые до сих пор не входили в государственные программы и федеральные проекты. Среди них - развитие ядерной медицины, поиски новых инновационных методов диагностики и лечения, более детальная проработка проблем по узким направлениям - ревматология, пульмонология, нефрология и другие.
Неотъемлемая часть повышения уровня жизни в России - это высокий уровень оказания медицинских услуг. Все это будет обсуждаться для принятия соответствующих программ и решений, в том числе, на площадке ежегодного конгресса "Право на здоровье".