Напомним, указ о запуске реформы высшего образования президент РФ Владимир Путин подписал в мае 2023 года. Тогда же был запущен пилотный проект для обкатки новых подходов. Участниками пилота стали шесть ведущих университетов - МАИ, МИСИС, МПГУ, БФУ имени Канта, Санкт-Петербургский горный университет и Томский госуниверситет.
Суть реформы в обновлении уровней высшего образования: более гибкие сроки обучения, разные программы, больше практики. Вузам придется отказаться от повсеместного бакалавриата и перейти на систему с базовым высшим образованием - специалитетом, после которого можно продолжить учебу на специализированном уровне - в магистратуре или ординатуре.
При этом те студенты, которые уже начали учиться по программам, действующим сейчас, смогут закончить обучение, не переходя на новые стандарты. То есть даже если студент начал учиться по программе бакалавриата, а в новой системе высшего образования эта же программа выйдет на уровень специалитета, доучиваться человек будет по старой схеме.
Отдельным, профессиональным уровнем остается аспирантура. Поступить сюда можно будет, только отучившись на специализированном уровне. Сроки обучения на базовом высшем - до 6 лет, в магистратуре - от 1 до 3 лет. Базовое высшее образование будет считаться полноценным и достаточным для трудоустройства.
По словам главы Минобрнауки Валерия Фалькова, переходу на новую модель образования будет посвящен весь 2025 год. Министр отмечал ранее, что среди принципов работы, которые будут заложены в новую модель, - "усиление фундаментальных начал и качественная практикоориентированность".
До перехода на новые рельсы без малого два года. В вузах размышляют о том, на что нужно обратить внимание в первую очередь. Вот что предлагают герои публикаций "РГ".
Владимир Шевченко, ректор МИФИ:
- Нужно четко договориться о том, каковы оптимальные сроки обучения по разным направлениям на уровне базового образования. Мы полагаем, что оно не должно быть у всех шестилетним или у всех четырехлетним. Нужна вариативность. Также нужно понять роль магистратуры. Очевидно, что она сильно изменится. В новой модели, когда человек, получивший базовое образование, готов выходить на рынок труда, неочевидны мотивы, по которым он захотел бы еще два года проучиться в магистратуре. Роль и место этого уровня образования требует серьезного переосмысления всеми участниками образовательного процесса. Мое мнение: магистратура останется не во всех университетах и должна будет двигаться в сторону расширенного дополнительного образования.
Елена Суханова, директор Института образования Томского государственного университета:
- Обновление системы высшего образования нацелено на то, что мы обеспечиваем студентам ускоренный выход на рынок труда. Либо мы уменьшаем время на подготовку их на предприятии, либо трудоустраиваем студентов уже в процессе учебы. А насколько студенты готовы и насколько мы можем создать условия для этого? Работодатели ждут от нас "упакованного" суперспециалиста, готового к сложным коммуникациям, ответственного, с ценностной картиной мира. Было бы здорово придумать здесь какие-то ходы для подкачки психологической, социальной зрелости, подготовки человека к его профессиональным отношениям в достаточно молодом возрасте.
Максим Демин, и. о. ректора Балтийского федерального университета им. Канта:
- Сейчас мы, как мне кажется, еще не можем определенно сказать, что вот эта предложенная модель самая точная, отвечающая всем нашим ожиданиям. А самое главное - тиражируемая. И еще одно: если мы говорим про исследовательские магистратуры, аспирантуры, то на естественников и на гуманитариев одна и та же модель не проецируется вообще. Здесь есть, над чем работать.
Справка "РГ"
Указ о запуске реформы высшего образования президент РФ Владимир Путин подписал в мае 2023 года. Суть - в обновлении уровней высшего образования. Создается система с базовым высшим образованием, специализированным - магистратура, ординатура, ассистентура-стажировка, а также профессиональным - аспирантура. Сроки обучения на базовом высшем - от 4 до 6 лет, в магистратуре - от 1 до 3 лет. Базовое высшее образование будет считаться полноценным и достаточным для трудоустройства.
В мае 2023 года также стартовал пилотный проект, участниками которого стали шесть ведущих университетов - МАИ, МИСИС, МПГУ, БФУ имени Канта, Санкт-Петербургский горный университет и Томский госуниверситет.
В Минобрнауки поддержали законопроект, который запрещает поступать в вузы после колледжей на непрофильные направления без сдачи ЕГЭ. Он внесен в Госдуму накануне нового года.
"Сейчас вуз вправе принимать выпускников колледжей на основании внутренних вступительных испытаний вне зависимости от того, соответствует профиль абитуриента будущему направлению подготовки или нет, - уточнили в ведомстве. - Из-за этого фиксируется немало случаев, когда абитуриенты поступают в колледж не для того, чтобы получить азы профессии, а чтобы потом поступить в университет в обход ЕГЭ на совершенно другое направление. Принимая во внимание такую ситуацию, поддерживаем внесенный законопроект".
Интересно: за последние годы число выпускников колледжей, которые решили продолжить обучение в университете сразу после получения диплома СПО, выросло почти в полтора раза.