15.01.2025 19:28
Авто

Электросамокатчик тоже может лишиться прав за управление в нетрезвом виде

Электросамокатчик тоже может лишиться прав
Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Федеральный выпуск: №8 (9547)
Водитель электросамоката тоже может лишиться права управления, если ездил на нем, употребив алкоголь. Причем он может лишиться права управления не только автомобилем и мотоциклом, но и средствами передвижения, относящимися к тракторной технике. Спорное дело об управлении электросамокатом в нетрезвом виде дошло даже до Верховного суда. Но давайте разберемся в подробностях.
Правила не запрещают пользоваться электросамокатами зимой. Но запрещают ездить на них пьяными. / Татьяна Андреева/ РГ
Читать на сайте RG.RU

Итак, некий водитель Ульянов двигался на электросамокате. Причем не один, а с пассажиром, что, в общем-то, запрещено. Ведь это устройство не было оборудовано для перевозки второго человека. Именно за это его и остановил инспектор дорожно-патрульной службы. И тут выяснилось, что от водителя попахивает спиртным. Инспектор предложил ему пройти медосвидетельствование, но тот отказался. В результате был оформлен протокол по статье 12.26 Кодекса об административных правонарушениях за отказ от медосвидетельствования. Напомним, что она предусматривает лишение прав на 1,5-2 года, а также штраф. В момент совершения нарушения он равнялся 30 тысячам рублей. Сейчас - 45 тысячам. Дело было направлено в мировой суд.

В России злостного нарушителя ПДД впервые наказали по уголовной статье

Однако мировой суд посчитал, что водитель электросамоката не может быть привлечен по этой статье, поскольку управлял транспортным средством, для которого не требуется прав. И поэтому водителю назначили штраф 800 рублей. За то, что он перевозил человека на транспортном средстве, для этого не оборудованном. В местной полиции с таким решением не согласились и обжаловали его. Однако районный суд подтвердил правоту нижестоящей инстанции. И это решение также было обжаловано в Первом кассационном суде. А вот он встал на сторону сотрудников полиции.

Дело в том, что мощность этого электросамоката, согласно табличке на нем (его фото было в деле), - 350 Вт. Кроме того, суд установил, что это транспортное средство могло развивать скорость 30 км/ч. И вот тут возникают вопросы. Дело в том, что согласно закону о безопасности дорожного движения у нас строго регламентировано, какие транспортные средства к какому виду относятся. Так вот, те средства передвижения, у которых мощность силовых агрегатов превышает 250 Вт, но максимальная скорость не превышает 50 км/ч, относятся к мопедам. А на управление мопедом надо получать права, если нет прав более высокой категории или подкатегории. На мопеды выдается категория "М". Но если у водителя есть подкатегория "А1" (легкие мотоциклы), "А" (мотоциклы) и далее, то ему можно управлять такой мощной техникой.

Транспортные средства мощностью более 0,25 кВт относятся к мопедам. А значит, на управление ими должны быть права

В данном случае суды нижестоящих инстанций не стали разбираться даже в том, к какому классу можно отнести этот электросамокат. Они просто признали его средством индивидуальной мобильности, прав не требующим. И уж тем более не стали изучать, а есть ли у водителя права на управление хоть чем-нибудь.

А вот кассационный суд этим заинтересовался. Причем он решил, что раз этот вопрос не был разрешен ранее, то дело необходимо направить на новое рассмотрение в мировой суд. Водитель электросамоката обжаловал это решение в Верховном суде. Но тот лишь подтвердил правильность решения кассационного суда. Он напомнил про постановление Пленума ВС о том, что транспортные средства мощностью более 0,25 кВт относятся к мопедам. А значит, на управление ими должны быть права. Которых за некоторые нарушения правил можно лишить. И поэтому решение Первого кассационного суда было признано законным, а дело направлено на новое рассмотрение в мировой суд.

Как пояснил юрист Лев Воропаев, еще с 2010 года была введена практика, когда за любое управление транспортом в нетрезвом виде водитель лишался прав управления любым транспортом. Будь то трактор, автомобиль, мотоцикл, даже электросамокат.

"Давно назрела необходимость": для водителей без ОСАГО с 1 января выросли штрафы

И тут не стоит удивляться. Действительно, такое дело даже рассматривалось в Верховном суде. И после этого ВС было принято решение, что тот, кто управляет электросамокатом мощностью более 250 ватт, управляет мопедом, а значит, должен иметь права любой категории.

И если уж он им управляет, то должен быть трезвым. А если он нетрезв, то и должен нести ответственность за управление транспортным средством в нетрезвом виде.

При этом не важно, чем он управлял. Любое вождение транспортного средства в нетрезвом виде карается лишением прав. Причем лишением прав на управление любой техникой, будь то мотоцикл, снегоход, легковой автомобиль, автобус, трактор или броневик.

А за повторное нарушение, на каком бы транспорте такой водитель ни попался, ему грозит уже уголовная ответственность, а также конфискация средства передвижения, каким бы оно ни было.

ПДД Суд Верховный суд