Электросамокатчик тоже может лишиться прав за управление в нетрезвом виде

Водитель электросамоката тоже может лишиться права управления, если ездил на нем, употребив алкоголь. Причем он может лишиться права управления не только автомобилем и мотоциклом, но и средствами передвижения, относящимися к тракторной технике. Спорное дело об управлении электросамокатом в нетрезвом виде дошло даже до Верховного суда. Но давайте разберемся в подробностях.
Правила не запрещают пользоваться электросамокатами зимой. Но запрещают ездить на них пьяными.
Правила не запрещают пользоваться электросамокатами зимой. Но запрещают ездить на них пьяными. / Татьяна Андреева/ РГ

Итак, некий водитель Ульянов двигался на электросамокате. Причем не один, а с пассажиром, что, в общем-то, запрещено. Ведь это устройство не было оборудовано для перевозки второго человека. Именно за это его и остановил инспектор дорожно-патрульной службы. И тут выяснилось, что от водителя попахивает спиртным. Инспектор предложил ему пройти медосвидетельствование, но тот отказался. В результате был оформлен протокол по статье 12.26 Кодекса об административных правонарушениях за отказ от медосвидетельствования. Напомним, что она предусматривает лишение прав на 1,5-2 года, а также штраф. В момент совершения нарушения он равнялся 30 тысячам рублей. Сейчас - 45 тысячам. Дело было направлено в мировой суд.

Однако мировой суд посчитал, что водитель электросамоката не может быть привлечен по этой статье, поскольку управлял транспортным средством, для которого не требуется прав. И поэтому водителю назначили штраф 800 рублей. За то, что он перевозил человека на транспортном средстве, для этого не оборудованном. В местной полиции с таким решением не согласились и обжаловали его. Однако районный суд подтвердил правоту нижестоящей инстанции. И это решение также было обжаловано в Первом кассационном суде. А вот он встал на сторону сотрудников полиции.

Дело в том, что мощность этого электросамоката, согласно табличке на нем (его фото было в деле), - 350 Вт. Кроме того, суд установил, что это транспортное средство могло развивать скорость 30 км/ч. И вот тут возникают вопросы. Дело в том, что согласно закону о безопасности дорожного движения у нас строго регламентировано, какие транспортные средства к какому виду относятся. Так вот, те средства передвижения, у которых мощность силовых агрегатов превышает 250 Вт, но максимальная скорость не превышает 50 км/ч, относятся к мопедам. А на управление мопедом надо получать права, если нет прав более высокой категории или подкатегории. На мопеды выдается категория "М". Но если у водителя есть подкатегория "А1" (легкие мотоциклы), "А" (мотоциклы) и далее, то ему можно управлять такой мощной техникой.

Транспортные средства мощностью более 0,25 кВт относятся к мопедам. А значит, на управление ими должны быть права

В данном случае суды нижестоящих инстанций не стали разбираться даже в том, к какому классу можно отнести этот электросамокат. Они просто признали его средством индивидуальной мобильности, прав не требующим. И уж тем более не стали изучать, а есть ли у водителя права на управление хоть чем-нибудь.

А вот кассационный суд этим заинтересовался. Причем он решил, что раз этот вопрос не был разрешен ранее, то дело необходимо направить на новое рассмотрение в мировой суд. Водитель электросамоката обжаловал это решение в Верховном суде. Но тот лишь подтвердил правильность решения кассационного суда. Он напомнил про постановление Пленума ВС о том, что транспортные средства мощностью более 0,25 кВт относятся к мопедам. А значит, на управление ими должны быть права. Которых за некоторые нарушения правил можно лишить. И поэтому решение Первого кассационного суда было признано законным, а дело направлено на новое рассмотрение в мировой суд.

Как пояснил юрист Лев Воропаев, еще с 2010 года была введена практика, когда за любое управление транспортом в нетрезвом виде водитель лишался прав управления любым транспортом. Будь то трактор, автомобиль, мотоцикл, даже электросамокат.

И тут не стоит удивляться. Действительно, такое дело даже рассматривалось в Верховном суде. И после этого ВС было принято решение, что тот, кто управляет электросамокатом мощностью более 250 ватт, управляет мопедом, а значит, должен иметь права любой категории.

И если уж он им управляет, то должен быть трезвым. А если он нетрезв, то и должен нести ответственность за управление транспортным средством в нетрезвом виде.

При этом не важно, чем он управлял. Любое вождение транспортного средства в нетрезвом виде карается лишением прав. Причем лишением прав на управление любой техникой, будь то мотоцикл, снегоход, легковой автомобиль, автобус, трактор или броневик.

А за повторное нарушение, на каком бы транспорте такой водитель ни попался, ему грозит уже уголовная ответственность, а также конфискация средства передвижения, каким бы оно ни было.