28.01.2025 19:30
Общество

Педагоги рассказали "РГ", нужно ли предмет ОДНКР в школах вновь делать отдельным

Текст:  Мария Агранович
Предмет "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (ОДНКР) вернется в школы со следующего учебного года. Такое заявление сделал министр просвещения Сергей Кравцов во вторник на торжественном пленарном заседании XXХIII Международных Рождественских образовательных чтений.
Читать на сайте RG.RU

"Дети начнут изучать основы духовно-нравственной культуры России с 1 сентября 2026 года", - сказал министр. При этом он отметил, что важнейшую роль в системе воспитания подрастающего поколения в духе нравственных и культурных ценностей России играет Русская православная церковь.

Председатель ГД Володин предложил сделать начальное профобразование бесплатным

Но почему речь о возвращении? Дело в том, что почти год назад (Минюст зарегистрировал его 22 февраля 2024 года) появился приказ Минпросвещения о том, что ОДНКР больше не будет отдельным предметом и предметной областью знаний, а станет частью учебного курса "История нашего края". Предполагалось, что норма вступит в силу уже в сентябре 2025 года.

С критикой решения выступил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он призвал не допустить исключения из программы 5-7 классов отдельного преподавания предмета ОДНКР.

Сейчас ОДНКР в школах преподают. Это отдельный урок, на котором дети узнают историю и традиции в том числе и своего родного края. Занятия ведут в том числе и учителя истории. Так, в одной из школ подмосковного Королева ученикам пятых классов предлагали сделать доклад об одном из храмов города и написать небольшую работу об известном жителе родного края.

"РГ" узнала экспертов, нужны ли уроки ОДНКР и как их лучше проводить.

Ирина Замшина, наставник - просветитель, учитель начальных классов, Республика Калмыкия:

"Я, как учитель ранее преподававший предмет "Основы религиозных культур и светской этики", как никто понимаю значимость этого предмета в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи. Давайте задумаемся: может ли история родного края заменить фундаментальные знания, которые мы получаем на уроках духовно-нравственного воспитания? Это предмет, который играет жизненно важную роль в формировании личности ребенка, в его моральных и этических устоях. В условиях современного мира, когда нравственные ориентиры становятся все менее очевидными, необходимо сохранить те основы, которые помогут нашим детям вырасти достойными людьми.

Мы понимаем, что история важна, но нельзя забывать о духовных ценностях, которые часто становятся единственным источником знаний для многих детей. Школа - это не только место для изучения наук, но и пространство для формирования личности, где важно развивать не только интеллектуальные, но и моральные качества".

Ирина Самойлова, учитель основ религиозных культур и светской этики и основ духовно-нравственных культур народов России, школа № 35, г. Орел:

"Отмена предмета "Основы духовно-нравственной культуры народов России" вызывала серьезные опасения среди педагогов и родителей. Введение краткого материала по духовно-нравственной культуре в рамках курса "История нашего края" могло бы оказаться недостаточным, вед духовно-нравственные ценности требуют глубины обсуждений. Сохранение предмета ОДНКНР обеспечит более глубокое изучения ценностей и традиций, это важно особенно в подростковом возрасте".

В РВИО представили новые учебники "Военная история России"

Анатолий Ефимов, учитель ОДНКР школы № 18, г. Чебоксар:

"Важно понимать, что развитие патриотизма у подростков - это не только вопрос учебных предметов, но и их общего воспитания, чувства принадлежности к родной земле. Когда юные души перегружены, зачастую не хватает времени и сил для глубокого постижения того, что действительно важно. Поэтому необходимо находить баланс между количеством предметов и качеством образования, чтобы каждый молодой человек мог раскрыть свои чувства и любви к Родине".

Александр Андриенко, учитель ОДНКР МБОУ Сургутской технологической школы:

"Даже если бы ОДНКР включили в курс по истории родного края, думаю, сама суть и содержание предмета не исчезли бы из учебной программы полностью. Естественно, мы все хотим, чтобы наши дети развивались в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Однако не стоит забывать, что ключевую роль в этом процессе играют сами педагоги. Дух традиционных ценностей можно передавать детям и на уроках истории, литературы, а также в рамках урока "Разговоры о важном". Главное - это не только слова и уроки, но и личный пример педагогов, который даже важнее".

Лана Нарицына, советник директора по воспитанию школы № 18, г. Чебоксары:

"Веду предмет "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Считаю, что отменять его нельзя. Этот предмет очень важен, его невозможно раскрыть сжато в рамках другого. Воспитание патриотизма, нравственности и любви к Родине у подрастающего поколения невозможно свести только к одному предмету "История нашего края".

Баллы ЕГЭ по истории: первичные и вторичные, шкала перевода, критерии оценки
Образование