03.02.2025 18:49
Экономика

Искусственный интеллект становится отличным помощником для логистов

Текст:  Кирилл Багыллы (эксперт по транспортной логистике, руководитель сервиса Garpix Load system)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №23 (9562)
Перевозка грузов сегодня становится одним из направлений оптимизации бизнес-процессов. Мы уже наблюдаем качественное изменение подходов к организации транспортной логистики. Компании все чаще выбирают интегрированные решения, позволяющие снизить издержки и повысить эффективность доставки. Тем не менее в отрасли остаются пробелы, которые пока не заполнены.
Читать на сайте RG.RU

Трудности с доставкой начинаются на этапе выбора транспортного средства. Логисты часто не учитывают такие факторы, как габариты груза (длину, ширину, высоту), вес, возможность штабелирования и условия транспортировки - например, температурный режим для скоропортящихся товаров. Такие опции особенно востребованы при перевозке продуктов питания, фармацевтических препаратов и других чувствительных грузов.

Между тем ошибки в этих расчетах влекут за собой внушительные штрафы, которые для должностных и юридических лиц могут достигать 500 тысяч рублей. Именно поэтому всегда лучше использовать карго-план - пошаговую схему, которая помогает максимально эффективно распределить груз в транспортном средстве. Он позволяет избежать ситуаций, когда товар занимает больше места, чем это необходимо.

Распространенная ошибка - неравномерное по массе распределение груза в кузове. Важно соблюдать правила укладки и следить за нагрузкой на оси. Это особенно актуально для крупных грузовиков и контейнеров. Например, смещение центра тяжести груза на судне или инженерные ошибки при создании грузового плана могут привести к значительным отклонениям от норм, что способно повлиять на мореходные качества судна и его скорость.

Ошибки при расчете объема и веса груза часто возникают из-за недостаточной квалификации сотрудников или применения устаревших методов. Около 10 процентов рейсов совершается с неверными расчетами. Актуальной в связи с этим становится цифровизация логистических процессов. Внедрение систем управления складом (WMS) и транспортом (TMS) позволяет минимизировать человеческий фактор и повысить точность планирования.

Трудности с доставкой начинаются на этапе выбора транспорта

При этом полный переход на автоматизацию преждевременен. Хоть искусственный интеллект и становится отличным помощником для логистов, он все еще может выдавать ошибочные выводы или неидеальные рекомендации. Без участия человека тут не обойтись.

Эксперты рассказали, как искусственный интеллект изменит жизнь россиян

Также ИИ не позволяет полноценно справляться с форс-мажорными обстоятельствами, которые часты в логистике: с погодными катаклизмами, пробками или внезапными изменениями в заказах. Это связано с тем, что искусственный интеллект требует качественных данных. В реальности же информация часто разрозненная, устаревшая или неточная.

В условиях изменчивой геополитической ситуации соблюдение нормативных требований становится особо важным. Компании, добивающиеся успеха в международных перевозках, вкладывают средства в развитие собственных юридических служб и систем управления рисками, что помогает минимизировать задержки и штрафы. Безопасность груза может регулироваться законами о транспортно-экспедиционной деятельности, а также уставами автомобильных и железнодорожных перевозок. Дополнительную защиту обеспечивает страхование, условия которого согласовываются всеми сторонами сделки.

Воронеж Транспорт Бизнес