13.02.2025 10:20
Власть

На Алтае из-за дефицита кадров привлекают женщин в мужские профессии

Текст:  Татьяна Кузнецова (Барнаул)
Российская газета - Экономика Сибири: №32 (9571)
В январе в Алтайском крае на внутренних пассажирских железнодорожных перевозках приступила к работе первая женщина - помощник машиниста электровоза. Представительницы прекрасного пола уже трудятся водителями автобусов большой вместимости, дальнобойщицами. А благодаря очередному сокращению перечня чисто мужских профессий уже в этом году дамы смогут также сесть за руль бульдозеров, скреперов и экскаваторов. Такая феминизация - один из способов закрыть дефицит кадров. Но работодатели говорят, что привлечение женщин - капля в море глобальной проблемы нехватки рабочих рук, которую без масштабной государственной поддержки не решить.
Елена Крутых - первая женщина в Алтайском крае, ставшая помощником машиниста поезда / Западно-Сибирская железная дорога
Читать на сайте RG.RU

Возможность работать в составе локомотивных бригад поездов у представительниц прекрасного пола появилась в 2022 году, когда эта профессия была вычеркнута из списка чисто мужских. У нас в стране существует перечень производств, где запрещено работать женщинам, поскольку опасные и вредные условия труда могут негативно повлиять на репродуктивное здоровье. Еще недавно в этом списке было 456 видов деятельности. Но в 2021-м Минтруд сократил его до ста профессий, и с марта 2022 года женщины могут работать кочегарами, водолазами, боцманами, шкиперами и матросами на судне, водителями большегрузов, сельхозтехники и автобусов свыше четырнадцати мест, машинистами электричек и скоростных поездов и еще во многих ранее почти недоступных областях.

Как сообщили в службе корпоративных коммуникаций Западно-Сибирской железной дороги, сегодня в должности помощников машиниста локомотива в эксплуатационном локомотивном депо Барнаул работают уже две женщины. Еще пять проходят обучение, и в ближайшее время они будут трудоустроены. "На ЗСЖД сегодня трудится почти 85 тысяч человек. Есть потребность в специалистах отдельных рабочих профессий, но в целом ситуация с кадрами стабильная. Мы реализуем целый комплекс мер по привлечению персонала - индексация зарплат, бесплатный проезд на железнодорожном транспорте, свои сеть медицинских клиник, путевки в санатории и многое другое", - отметили в компании.

В конце прошлого года Минтруд внес новые изменения в перечень и теперь дамы смогут управлять еще и бульдозерами, экскаваторами, скреперами на открытых горных работах. Трудиться на шахтах, рудниках, карьерах (правда, без спуска под землю) и даже дробить уголь, но только не вручную.

Серьезное сокращение чисто мужских профессий в ведомстве объяснили тем, что современные вредные производства стали безопасны для здоровья, и рассчитывают, что это позитивно скажется на состоянии рынка труда, где уже не первый год наблюдается острая нехватка рабочих рук.

Роботизация промышленности уменьшит кадровый голод

Но работодатели не строят иллюзий по поводу использования женского труда. В ассоциации "Автомобильные перевозчики Алтая" корреспонденту "РГ" рассказали, что привлечение женщин в мужские профессии - это по-прежнему единичные случаи, которые почти не отражаются на общей кадровой ситуации.

- Да, у нас в Барнауле сегодня работает несколько женщин на автобусе большой вместимости, - отметил руководитель ассоциации Николай Орлов. - При этом нехватка профессиональных водителей в городе достигает тридцати процентов. Даже если еще одна-две девушки сядут за руль - это ненамного сократит потребность. В очередь представительницы прекрасного пола в такие профессии не стоят. И дело не только в зарплате. Некоторые перевозчики не могут найти водителей даже на семьдесят-восемьдесят тысяч рублей в месяц. А все из-за тяжелых условий труда: весь день за рулем - не каждый мужчина готов к такому режиму. Тем более сейчас, когда на рынке много вакансий и у людей есть большой выбор.

По данным управления Алтайского края по труду и занятости населения на 20 января, в центры занятости региона было заявлено почти 350 вакансий водителей общественного транспорта. Самую большую потребность в таких специалистах испытывает, конечно, краевая столица. Здесь предприятия ищут 246 водителей автобусов, троллейбусов и трамваев. Чтобы привлечь работников, перевозчики предлагают не только зарплату выше средней по краю, но и дополнительные социальные гарантии. Так, крупнейшая транспортная компания Барнаула обещает водителям бесплатный проезд в своих автобусах, доставку на работу и с работы служебным транспортом и ежемесячные премии, а индивидуальный предприниматель в Рубцовске даже готов предоставить жилье.

- Сегодня компании, чтобы привлечь работников, повышают зарплату, стараются создать благоприятные условия труда, но людей физически не хватает, - подчеркивает Николай Орлов. - Поэтому проблему надо решать на государственном уровне. Определить отрасли, которые остро нуждаются в кадрах, и ввести дополнительные стимулирующие меры. Например, для водителей можно установить пенсионный возраст в шестьдесят лет.

На рынке труда Новосибирской области заметили новый тренд

В целом по всем отраслям в начале текущего года в службу занятости было заявлено 23,4 тысячи вакансий, а безработных официально зарегистрировано только 9,4 тысячи. То есть на десять пустующих рабочих мест претендовало всего четыре человека. Пик кадрового дефицита пришелся на октябрь 2024-го, когда на десять вакансий приходилось всего три соискателя, и безработица упала до беспрецедентно низкой отметки в 0,5 процента от общей численности рабочей силы в регионе. Конечно, официальная статистика не отражает реального количества ищущих работу и вакансий, поскольку далеко не все обращаются в службу занятости. Но общие тенденции по ней проследить можно.

Эти тенденции подтверждают и аналитики онлайн-ресурса по поиску работы и сотрудников hh.ru. По их данным, сегодня баланс спроса и предложения на рынке труда Алтайского края уже выравнивается. Если в январе 2024 года на одну вакансию приходилось в среднем 2,9 резюме (при норме 4-6), то в январе 2025-го - 4,8.

- Основным драйвером выравнивания баланса спроса и предложения стало повышение активности соискателей: в 2024-м рост числа открытых и обновленных резюме в Алтайском крае составил 29 процентов относительно 2023 года, в то время как количество вакансий за тот же период увеличилось только на 21 процент, - прокомментировала ситуацию корреспонденту "РГ" руководитель пресс-службы HeadHunter по Сибири, Уралу и Дальнему Востоку Лилия Эсауленко. - Подобные тренды характерны для рынка труда в России в целом. Соискатели почувствовали уверенность в том, что могут выбирать работу с более подходящими условиями, когда их перестают удовлетворять текущие. Но по-прежнему сохраняется дефицит соискателей в медицине и фармацевтике (1,4 резюме на вакансию), производстве и сервисном обслуживании (2,9), розничной торговле (2,9), строительстве и сфере недвижимости (3,6).

Повышение активности работников не значит, что их реально стало больше. Как правило, соискатели просто хотят сменить место работы, а в нынешних условиях острого дефицита кадров это стало гораздо легче. Работодатели даже жалуются, что появилось много любителей скакать с места на место, которые больше чем на два-три месяца нигде не задерживаются.

Михаил Мишустин обозначил план действий для повышения производительности труда

Что же касается гендерных различий, то, по данным аналитиков hh.ru, в январе текущего года резюме мужчин и женщин в крае было поровну. А их профессиональные предпочтения пересекались только на одной вакансии - менеджеры по продажам и работе с клиентами. Мужчины чаще рассматривают работу водителями, разнорабочими, упаковщиками, комплектовщиками. Женщины - администраторами, продавцами и бухгалтерами.

Мнение

Иван Панов, председатель Алтайского краевого союза организаций профсоюзов:

- Дефицит кадров испытывают почти все отрасли. Как его преодолеть - вопрос сложный. Многое зависит от работодателей. Сейчас мало предложить высокую зарплату - нужно создавать хорошие условия труда, предлагать дополнительные льготы и социальные гарантии. Так что работодателям приходится поворачиваться лицом к работникам, ведь сегодня именно они выбирают, а не их. И в ближайшее время ситуация на рынке труда кардинально не изменится, учитывая демографическую и внешнеполитическую обстановки. Государство тоже подключилось к решению проблемы. Служба занятости бесплатно ведет подготовку и переподготовку специалистов, востребованных на предприятиях.

Регионы Алтайский край