19.03.2025 11:04
Культура

Что вспоминают в год столетия композитора Андрея Эшпая на его малой родине

Текст:  Ирина Чечурина (Йошкар-Ола)
Российская газета - Неделя - Приволжье: №60 (9599)
В год 100-летия выдающегося композитора Андрея Эшпая его произведения будут звучать повсюду. Первым приношением мастеру стал вечер его песен, прошедший в феврале в Центральном Доме работников искусств. В мае его музыка к фильмам, а это любимые миллионами ленты "Ночной патруль", "Первый троллейбус", "Адъютант его превосходительства", наполнит концертный зал имени Чайковского. Но, пожалуй, самый трогательный концерт прошел недавно в школе искусств маленького Козьмодемьянска, где Андрей Эшпай родился и с которым не прерывал связи всю жизнь.
Иван Ямбердов рядом со своей работой - портретом Андрея Эшпая. / Из архива Ивана Ямбердова
Читать на сайте RG.RU

Корреспондент "РГ" пообщалась с земляками маэстро, чтобы узнать, как национальные мелодии детства, а марийскими корнями Эшпай гордился, вплелись в его творческую судьбу.

Иван Ямбердов, заслуженный художник России:

- Андрея Яковлевича знаю с интернатских времен. Была у нас такая школа, куда собирали талантливых детей со всей Марий Эл, где учили не только творческим ремеслам, но и приглашали известных композиторов и писателей, чтобы с младых ногтей понимать, к какому уровню стремиться. Эшпай тоже, конечно, приезжал. В 1967 году, как сейчас помню, я, пацан-пятиклассник, смотрел на него как на божество... Потом поступил в Суриковский институт, стал художником, на его концерты ходил постоянно. Но с галерки казалось, что расстояние, между нами, непреодолимое. Жизнь сама нас свела.

В Москве, представляя очередного президента нашей республики, мы организовали выставку живописи. Пригласили всех столичных с марийскими корнями. Эшпай тоже пришел... Но меня-то он не знал - все мальчишки-пионеры на одно лицо, да и я уже был не пионер. А когда объявляли авторов, он вспомнил и подошел ко мне поделиться впечатлениями: "Ваша картина "Красные кони" всем понравилась, мне в том числе". Каково было услышать такое от мастера! Вспомнили былое... И я тогда набрался смелости и предложил: "Если будете в Йошкар-Оле, я ваш портрет напишу". Маэстро пообещал и слово сдержал. Несколько раз во время визитов на малую родину заходил ко мне в мастерскую чаю выпить. Как-то я за час написал на большом холсте его портрет, практически не отрываясь. Андрей Яковлевич удивился, а потом признался: "Да я партитуры тоже на одном дыхании пишу!". Потом я ту работу оставил, начал другую...Целая галерея получилась. Эти портреты как память у меня до сих пор в мастерской висят.

Андрей Яковлевич языка марийского не знал, но душу чувствовал. Помню, как венгерский композитор Кодак ему пенял: "Эх, Андрей, ты не знаешь своего родного языка. А я через марийскую мелодию венгерскую музыку познаю". На что Эшпай ему возражал: "Да, языка не знаю, но душу чувствую, я же мариец". Кстати, мариец переводится именно как "мужчина", и наши предки всегда были с сильной душой. Маэстро ли было об этом не знать, когда его отец был первым этномузыкологом республики, мелодии народные собирал. А сын вот построил на них наднациональную музыку, которую весь мир слушает.

Вадим Репин: Культурная жизнь развивается благодаря непростым временам

У меня есть еще одна работа - "Черемисская рапсодия" (черемисы - это марийцы. Прим. ред.). Там семь человек: маэстро - в центре, там же мой автопортрет, дочка моя играет на скрипке, а зять - на фортепиано. Картина оказалась пророческой. Спустя несколько лет после ее написания Эшпай приехал исполнять свою 8-ю симфонию к нам в театр им. Шкетана. На вокзале московский поезд, в котором и моя дочь с мужем ехали, встречал известный флейтист Виталий Шапкин, с которым маэстро часто играл. Импровизацией родилась у них идея устроить концерт в музучилище.

Ольга Радостева, замдиректора школы искусств N7, г. Йошкар-Ола:

- Я 29 лет проработала в школе искусств Козьмодемьянска, куда Андрей Эшпай приезжал на творческие встречи. Но все это было на расстоянии, задолго до того, как я ему пироги стала печь. А случилось это в начале 2000-х годов. Я приехала встретить маэстро в Чебоксары. Пока он с музыкантами оговаривал на берегу какое-то флейтовое сочинение, предложила съездить в Кузьму и испечь для них пироги. Управилась быстро, а когда протянула Андрею Яковлевичу свою выпечку, он с улыбкой спросил: "С чем пироги?". Услышав, что с яблоками и творогом, хитро добавил: "Откуда вы знали, что это мои любимые?". Так зародилась наша маленькая традиция: он каждый год, совершая путешествие на теплоходе, приезжал в августе на свою малую родину, и я пекла ему пироги, чаще рыбные, наши волжские с лещом. Это когда начинка заливается яйцом. Марийскую землю он любил, часто цитировал Пушкина: "Два чувства дивно близки нам. В них обретает сердце пищу - Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам".

Но особенно он умел ценить и любил людей: помнил важные даты, звонил, присылал букеты, сообщал об исполнении своих произведений в Поволжье, чтобы мы могли послушать. Ездила в ту же Казань, потом ему отчитывалась, как все прошло. Он меня и на концерт в московскую консерваторию по случаю своего 75-летия пригласил. Этот пригласительный был для меня огромным подарком. Схватила деньги, скопленные на концертное платье, и без сожаления променяла на дорожный билет...

Однажды мы даже с ним выступали вместе (загадочная пауза). Шел 1995 год, маэстро приехал в Козьмодемьянск, была встреча в музее, он отвечал на вопросы. И, конечно, дали небольшой концерт, а перед его началом Андрей Яковлевич обратился ко мне с просьбой переворачивать ему ноты. Решила, что партия фортепиано, а играли в дуэте с флейтистом, несложная и я легко справлюсь. Но через несколько минут поняла, что темп бешеный, его руки просто летают по клавишам. Я и сама, погрузившись в музыку, "улетела" так, что перевернула страницу левой рукой (запретный ход), а когда убирала ее, то задела клавишу локтем, а потом следующую... Маэстро к короткой паузе показывает мне за "огрех" большой палец: дескать, все "отлично!". Он умел ценить импровизацию.

Надежда Бабкина о "Юбилее, который пошел не так": Театр подготовил мне сюрприз

В 2002-м, когда я уже перебралась в Йошкар-Олу, ко мне обратилась директор Козьмодемьянской школы искусств с просьбой уговорить Андрея Яковлевича дать разрешение присвоить его имя школе. У нас с ним были дружеские отношения. Да что там дружеские, у него такая энергетика была, что просто нельзя было не влюбиться. И вот мы сидим в каюте теплохода, обсуждаем эту тему, но Андрей Яковлевич никак не соглашается, дескать, это не при жизни. А я ему в ответ: "Галине Улановой два памятника поставлены при жизни, и до скольки она дожила!". Согласился.

Раиса Яшметова, заслуженный деятель искусств Марий Эл:

- Первые встречи с композитором состоялись в годы моей учебы в Республиканской музыкально-художественной школе-интернате. Но наиболее тесными и яркими наши творческие встречи стали уже во взрослой жизни, в годы моей работы худруком, а затем и директором Марийской филармонии, которая носит имя Якова Эшпая - марийского композитора, музыковеда-фольклориста, отца Андрея Яковлевича. В 1993 году в культурной и музыкальной жизни республики произошло событие, значение которого, на мой взгляд, трудно переоценить. Впервые был организован конкурс "Молодые таланты Республики Марий Эл", в котором одновременно принимали участие как самые юные музыканты, так и студенты и профессиональные музыканты в возрасте до 30 лет. На конкурс съехались наши выпускники из многих городов России и ближнего зарубежья. Как автор идеи и организатор конкурса я пригласила (и получила согласие) Андрея Яковлевича Эшпая возглавить жюри. Этот конкурс стал уникальной площадкой для формирования целой плеяды молодых исполнителей. Я как самую большую ценность храню отзыв Андрея Яковлевича, где он своей рукой написал: "Спасибо, дорогая Раиса Лукьяновна, за все чудеса, которых Вы восхитительный автор!". Благодаря его имени, авторитету конкурс приобрел необыкновенную значимость и популярность, а впоследствии стал традиционным и проводится уже более 30 лет.

Кстати, конкурс получил и свое логическое продолжение. Марийская филармония совместно с Московской филармонией приняли участие в объявленном Министерством культуры РФ фестивале "Музыкальная провинция России". Представляя на нем нашу республику, мы организовали концерт классической музыки в Москве. Я вновь пригласила Андрея Яковлевича принять участие в этом проекте. Особенностью этой концертной программы было то, что маэстро не только исполнял свои произведения, но и представил публике молодых талантливых пианистов - Сергея Малинина и Сергея Чечетко, которые и были победителями первого конкурса "Молодые таланты Республики Марий Эл". В дальнейшем они оба стали лауреатами международных конкурсов, профессорами.

Эллина Архипова, композитор:

- Я могу говорить об Андрее Яковлевиче только с трепетом, глубоким уважением, ибо я очень люблю его музыку, сочетающую в себе настоящую красоту, силу, экспрессии, глубокий национальный колорит, лаконизм и предельную ясность. А первым серьезным и незабываемым творческим впечатлением от встречи с большой музыкой Эшпая стал для меня балет «Агнгара», который еще в студенческие годы я увидела на сцене Мариинского театра. Несомненно, искусство этого композитора принадлежит народу. Трудно переоценить значение и роль его творчества для марийской профессиональной музыки. Национальную музыку своего народа он развил и поднял на такую высоту, что она стала достоянием людей различных национальностей.

В Марий Эл прошел II Международный патриотический форум "Все для Победы!"
Музыка Марий Эл Кировская область Пермский край Башкортостан Мордовия Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Самарская область Саратовская область Татарстан Удмуртия Ульяновская область Чувашия