20.03.2025 04:00
Экономика

Работодатели назвали гостинг новой проблемой при поиске работников

Текст:  Елена Манукиян
По итогам прошлого года каждый девятый кандидат при устройстве на работу после успешного собеседования неожиданно прекращал общение с работодателем или не появлялся на рабочем месте в первый день, посчитали аналитики hh.ru и облачной CRM-системы для рекрутинга Talantix (входит в HR-экосистему сервисов hh.ru), документ есть в распоряжении "РГ". Такое явление называется гостингом. Отмечается, что число случаев гостинга постоянно растет и за год оно увеличилось сразу на 71%.
Читать на сайте RG.RU

Аналитики отмечают, что чаще всего неожиданно исчезают после собеседований представители рабочих профессий - так называемые "синие воротнички". Например, по итогам прошлого года грузчики не выходили на работу в 34% случаев, уборщики - в 32% случаев. Уровень гостинга среди упаковщиков и автомойщиков составляет 31%, а среди кладовщиков - 29%.

Спрос на сотрудников без опыта вырос на 37%

Нередки случаи, когда по причине гостинга не трудоустраивались продавцы-консультанты, официанты, бармены и кондитеры. Распространен он и среди узкопрофильных специалистов. Лидируют в этой категории мастера ногтевого сервиса: каждый третий из них исчезал без предупреждения. Примерно столько же кандидатов не выходили на связь среди актеров и аниматоров. Андеррайтеры пропадали "с радаров" в 19% случаев, а менеджеры по стратегии - в 17% случаев. Реже всего гостинг встречается при найме бизнес-аналитиков - только 3% из них резко прекращали общение с работодателем.

Среди сотрудников сферы продаж и клиентского больше всего гостингу подвержены специалисты по взысканию задолженности, за ними следуют операторы call-центров и администраторы.

Руководители высшего и среднего более ответственны. Но и здесь не обходится без исключений, говорится в исследовании. Так, директора магазинов исчезали после собеседования в 9% случаев.

Наиболее остро проблема гостинга затрагивает гостиничный бизнес и общепит, где такие ситуации фиксируются чаще, чем где-либо - в 22% случаев. Вторая по распространенности гостинга - сфера сельского и лесного хозяйства, на которые приходится по 20% случаев. Третье место делят сектор госуправления, соцобеспечения и область оптовой и розничной торговли - по 18% случаев. Замыкает топ отраслей с самой высокой долей гостинга сфера здравоохранения, где он встречается в 15% случаев.

По итогам прошлого года лидером по числу случаев гостинга стала Тверская область, где 42% кандидатов пропадали из поля зрения работодателей. Сюда входят не только те, кто не появляется на рабочем месте после трудоустройства, но и те, кто неожиданно прекращает общение уже после успешного собеседования или этапа договоренностей. В число регионов, где часто встречается гостинг, также вошли Алтайский край, Архангельская область, республики Бурятия и Хакасия.

Исчезновение кандидатов после собеседования или невыход на работу в первый день - сегодня распространенное явление на российском рынке труда, отмечает основатель и руководитель HR-агентства Наталья Егорова. Так, 28% соискателей признаются, что не приходили на назначенное собеседование без предупреждения, а 13% кандидатов исчезают после принятия предложения о работе или не выходят в первый рабочий день, говорит она. По ее словам, чаще всего к гостингу склонны молодые специалисты, в возрасте до 40 лет.

Астраханские мастера умеют делать из лозы корзины, короба, вазы, шкатулки и трехъярусные фруктовницы. Названы уникальные профессии в России: от златокузнеца до плетельщика из лозы

Лидер проектов по массовому подбору персонала в ЮНИРЕСТ (бренд ROSTIC'S) Татьяна Рыбалкина, напротив, уверена, что гостинг встречается среди кандидатов разного возраста. "Это явление - не про инфантильность молодого поколения, а скорее про какие-то личные качества. То есть, человек в последний момент передумал или нашел другое место работы и по каким-то причинам не готов услышать обратную связь о своем поступке", - поясняет эксперт.

Растет число случаев гостинга потому что на рынке труда конкуренция за сотрудников - все жестче и у кандидатов становится больше возможностей выбора, добавляет главный менеджер по подбору в компании PRO32 Дарья Записоцкая.

Совсем недавно в нашей компании кандидат прошел два этапа интервью, получил преоффер от команды, был невероятно рад при презентации, просил пару дней на принятие решение, а потом исчез, рассказала "РГ" руководитель направления подбора персонала Антонина Чичук. По ее словам, человек перестал выходить на связь, хотя в сети появлялся. "Три дня попыток связаться с ним были тщетны, при этом в Telegram он заходил, звонок на телефон проходил. Спустя полторы недели кандидат вернулся и сообщил, что все это время ждал оффер от другой команды. Ему было стыдно признаться, что другой оффер он не получил, а к нам решил вернуться в надежде, что команда ждет его", - поделилась Чичук.

Она также обратила внимание, что не всех кандидатов, склонных к гостингу, можно сразу вычислить. Некоторых, действительно, видно с первой встречи. Они могут редко отвечать, игнорируют вопросы. Но бывают и такие, заметила эксперт, которые прекрасны в общении, доходят до финала, а потом неожиданно исчезают.

Я бы разделила кандидатов, склонных к гостингу, на две группы, подчеркнула директор по рекрутменту ГК Selecty Ирина Борискина. Первые - это те, которые пропадают на этапе коммуникации, во время интервью. И таких больше, по ее оценке, примерно 8-10%. Вторая группа - это те, кто не выходит после принятия оффера. Их приблизительно 1-2%.

Психолог Ксения Павлова допускает, что склонность к гостингу в ряде случаев связана с психологической травмой детства из-за гиперопеки родителей. "Даже получив престижное образование и красный диплом, человек не в состоянии самостоятельно выбирать и принимать решения", - говорит она. Поэтому на собеседованиях Павлова рекомендует поинтересоваться у соискателя, как он видит свое профессиональное будущее. Если человеку интересна его профессия, то он будет рассказывать конкретные вещи про себя.

Курьеры значительно опередили по зарплате людей с высшим образованием

Эксперт Егорова со своей стороны советует работодателем просто не затягивать процесс найма. Сокращение длительности отбора и быстрое принятие решений, по ее словам, могут снизить вероятность потери кандидата. Эксперт Записоцкая считает, что для предупреждения подобных ситуаций работодателю подвластен целый комплекс мер. Одна из них - выстраивание доверительных отношений с кандидатом, чтобы он мог честно рассказать о своих ожиданиях, возможных сомнениях и критериях выбора. Вторая - развитие HR-бренда. Чем сильнее и позитивнее имидж работодателя, тем меньше вероятность гостинга со стороны кандидатов.

Действительно, сравнивая примерно одинаковые по потенциалу компании, соискатели отдают предпочтение той, чья репутация выше, отмечает директор по развитию CRM-системы Talantix Марина Хадина. "Положительный имидж будущего места работы говорит о том, что руководство относится к сотрудникам внимательно, с уважением и заботой", - заключила она.

Занятость