20.03.2025 11:10
Власть

В Кузбассе ищут способы вывести угольную отрасль страны из кризиса

Текст:  Юлия Потапова (Кемерово)
Российская газета - Экономика Сибири: №61 (9600)
Угольная отрасль преодолевает очередной кризис в ручном режиме. Главная задача - сохранить добывающие предприятия и их коллективы.
Сегодня вопросы железнодорожных перевозок черного золота в восточном и западном направлениях для отрасли - одни из самых главных / Илья Наймушин/ РИА Новости
Сегодня вопросы железнодорожных перевозок черного золота в восточном и западном направлениях для отрасли - одни из самых главных / Илья Наймушин/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Ситуацию в углепроме обсудили на всероссийском совещании с участием представителей органов власти добывающих регионов и отраслевого бизнеса. Оно состоялось в Кузбассе - центре отечественной угледобычи, от нее и зависящем. Последствия кризиса по итогам минувшего года оказались катастрофическими для местного бюджета: минус 56 миллиардов рублей.

- Угольный рынок отличается особой волатильностью. Мы это знаем, кризисов много проходили. Были резкие падения, были подъемы. И угольная отрасль страны, находящаяся полностью в частных руках, научилась справляться с этими вызовами. Но у нынешнего кризиса свои особенности, на этот раз сошлось много факторов, оказывающих влияние на ситуацию, - подчеркнул глава минэнерго РФ, бывший губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев. - Когда предложения на рынке становится слишком много, цена падает. Ряд компаний, не выдерживая этого снижения, прекращает деятельность. Когда спрос вновь увеличивается, цена растет. Получается, кто выжил в кризисе, тот выжил. И мы обязаны оказать угольной отрасли поддержку всеми средствами, чтобы она пережила кризис с минимальными потерями. Напомню: на внутреннем рынке угольщики обеспечивают 25 процентов всей электроэнергии и 80 процентов тепла. И не стоит забывать, что угольная отрасль в одном только Кузбассе - это 24 моногорода, где проживает 1,6 миллиона человек.

По словам министра, проблемы отрасли рассматриваются на самом высоком уровне. И совсем скоро будет согласована Энергетическая стратегия России до 2050 года. Какое место в ней отводится углю, можно судить уже по одной цифре: не менее 600 миллионов тонн угля в год (на уровне благоприятного 2021-го) Россия планирует добывать через четверть века. Задача амбициозная, но, с другой стороны, угля в стране столько, что его хватит еще минимум на пятьсот лет.

- Главное - сохранить коллективы добывающих предприятий, которые складывались десятилетиями, не потерять шахтерские династии, - продолжил Сергей Цивилев. - Особенно это касается Кузбасса и других регионов, зависящих от угля. Поэтому планируется огромный комплекс мероприятий, и даже если всего лишь половина их будет реализована, это уже станет очень серьезной поддержкой для отрасли.

Минэнерго: Объемы экспорта угольной продукции РФ должны быть сохранены

Какие именно мероприятия призваны спасти отечественный углепром, глава минэнерго РФ не уточнил. Но сообщил, что перспективы отрасли рассмотрят на стратегической сессии, которую 1 апреля этого года проведет председатель правительства РФ Михаил Мишустин. А недавно глава минэнерго на совещаниях в Тамани и Хабаровском крае обсудил вопросы железнодорожных перевозок черного золота в восточном и западном направлениях. Общались все участники процесса, включая владельцев морских портов и парка полувагонов. По словам Сергея Цивилева, разговор получился непростой. Впрочем, он еще не закончен.

- Мы должны сделать так, чтобы движение и на запад, и на восток было выгодно угольщикам. И, я надеюсь, железная дорога также предоставит скидки, чтобы экспортные перевозки можно было осуществлять хотя бы "на нуле", - отметил Цивилев. - Что касается развития мирового рынка, то многие страны сейчас наращивают потребление угля. Перспективы в плане экспорта у России есть, и большие. Самое главное - не потерять эту нишу.

Кузбасское правительство и угольные компании вышли на федеральный уровень с предложением для РЖД вернуть действовавшие до июня 2022 года понижающие коэффициенты на оплату перевозок угля к северо-западным и южным портам. Предложили и ввести госрегулирование расценок на использование железнодорожных вагонов и услуги стивидоров.

- Наши угольщики действительно готовы производить угля больше на двадцать, а то и на тридцать процентов, чтобы отправлять его на экспорт. За январь-февраль отставание по объемам поставок на восток, которые предусмотрены соглашением с РЖД, составило всего два процента, - сообщил губернатор Кузбасса Илья Середюк. - Но, думаем, уже в марте будет возможность все наверстать.

Итоги подведут после первого квартала. Упомянутое соглашение об экспорте угля из Кузбасса на восток было подписано в январе 2025-го, на тех же условиях, что и в 2024-м - 54,1 миллиона тонн в год. Но если тогда аналогичные соглашения с РЖД были у семи регионов, то сейчас - лишь у Кемеровской области.

Эксперт Родионов: Угольную отрасль спасет только структурный сдвиг

Между тем вероятность, что такие же соглашения заключат с угледобывающими территориями Восточной Сибири, сейчас рассматривается. Как и применение других мер. В том числе предложено законодательно закрепить приоритет использования инновационных вагонов большей грузоподъемности на Восточном полигоне (это увеличит его пропускную способность), а еще перенести на более ранний срок электрификацию участков БАМа и Транссиба (что уменьшит стоимость перевозок и прибавит провозной мощности).

В Кузбассе с угольщиками обсудили не только меры, которые могут быть предприняты для сохранения отрасли, но и их эффективность. Обратная связь, подытожил Илья Середюк, нужна для того, чтобы скорректировать антикризисную программу действий.

Прямая речь

Сергей Цивилев, министр энергетики РФ:

- К сожалению, сейчас нам приходится все делать в ручном режиме. Важно пройти 2025 год, ни в коем случае не потеряв людей. Если мы потеряем трудовые коллективы, то восстановить их будет крайне сложно и очень дорого. Я уж не говорю про остановленные предприятия. Спасибо кузбасским угольщикам за то, что выполняют обязательства по откачке воды из когда-то затопленных шахт. И если закрытия предприятий будут продолжаться, то воды откачивать придется еще больше. Потому основная наша задача - чтобы предприятия работали, а люди оставались на местах.

Регионы Кемеровская область