25.03.2025 13:44
Культура

Что увидят в новом сезоне гости фестиваля Dance Open

Текст:  Марина Волкова (Санкт-Петербург)
В середине апреля в Петербурге пройдет Международный фестиваль балета Dance Open. Этой традиции почти четверть века, и даже в трудные времена руководитель фестиваля Екатерина Галанова не изменила своим принципам: в большой интернациональной афише - золотая классика и несколько премьер. Она рассказала о сюрпризах нового сезона и глобальной миссии фестиваля.
/ Архив фестиваля Dance Open
Читать на сайте RG.RU

Российское законодательство требует переводить иноязычные названия, и "Dance Open фестиваль" у вас на сайте переводится как "Фестиваль Открытых Танцев". В этом есть нечто забавное, но и очень точное - вы остаетесь открытыми зрителю и миру даже во времена всеобщей закрытости. Как вам это удается?

Екатерина Галанова: Фестивалю 24 года. У нас есть зрители, которые приходят на наши спектакли и концерты весь этот срок. Есть партнеры, с которыми мы работаем те же 24 года. Это половина нашей жизни. Когда с кем-то состоишь в отношениях полжизни, это не выбросишь просто так. Положение обязывает. И я твердо уверена в двух вещах: компромиссы всегда возможны, а культурная дипломатия может творить чудеса. Очень легко было закрыть все танцы. Каждый год, когда мы начинаем сводить концы с концами, а труппы с разных концов мира - сводить друг с другом в одном жестком расписании, есть огромное желание со всем этим покончить. Но фестиваль уже не принадлежит мне одной или нашей команде. И потом, как корабль назовете, так он и поплывет. Поэтому мы открыты, и корабль плывет.

Текущая ситуация отрезала от России многие зарубежные коллективы. Несмотря на это, Dance Open продолжает отыскивать ценные спектакли, подчас в неожиданных городах и странах. Каков ваш кураторский алгоритм?

Екатерина Галанова: Во-первых, безвыходных ситуаций не бывает. Нужно пробовать делать хоть что-нибудь, остановиться мы бы всегда успели. Во-вторых, любые ограничения можно обратить на благо - например, научиться разбираться в том, чего раньше не знал. За последние три года мы научились ориентироваться в танцевальной сцене Китая, Тайваня, Южной Америки, Африки. Стали понимать: так, здесь есть интересный репертуар, а вот эти ребята потрясающе танцуют, у них удивительная физика и пластика, которой нет у европейцев, так у них устроена природа - но нет приличного репертуара, что с этим делать? Догадались, что делать - например, отправлять в такие труппы хореографов и ставить новую постановку специально для фестиваля. В новом сезоне мы так работаем с труппой на Кубе. Но главное в этом алгоритме - и я повторяю это всегда: мы не берем на фестиваль спектакли, которые нам не нравятся.

"Плакал, когда смотрел". Ветеран СВО увидел в Новом театре спектакль о себе

Афиша фестиваля обычно складывается очень контрастно, спектакли словно бы адресованы совершенно разной аудитории. Есть ли определенные рубрики, которых вы придерживаетесь каждый сезон?

Екатерина Галанова: Обязательно - один классический спектакль с пятью фурами декораций и тонной фуэте и трюков. Сейчас это будет "Коппелия", лучшая работа великого Ролана Пети, и я нашла лучшее исполнение этого спектакля - в театре "Астана Опера". Обязательно - танцевальный кроссовер, соединение разных традиций в одном флаконе. Год назад это был волшебный, фантастический спектакль "Реквием по "Болеро" Равеля" из Южной Африки, а теперь мы привозим "Фолию" Мурада Мерзуки - спектакль, за которым я гонялась несколько лет. Для романтического свидания - уникальная и удивительная прима Лючия Лакарра с красавцем Мэтью Голдингом, их спектакль называется "В тишине ночи". Простая история, шлягерная музыка, очень красивые дуэтные танцы. На этих артистов можно смотреть два часа, даже если они просто будут стоять в луче света. Одна вещь с далекого Востока - неторопливая, магическая, завораживающая, это будет спектакль "Прежде чем уйти", который приезжает с Тайваня.

У каждой такой рубрики есть своя аудитория?

Екатерина Галанова: Наша задача - направить нужного человека на нужный спектакль, чтобы каждый нашел свое. Поэтому мы так много говорим со зрителями, показываем то, что делали в прошлые годы: смотрите, Dance Open разный, балет вообще бывает разный, выберите, что ближе сердцу сегодня.

Кроме всего, что вы назвали, в афише каждый год появляется большой спектакль или программа российского производства - чаще всего из Перми и Екатеринбурга. У них тоже есть свой зритель?

Екатерина Галанова: Во-первых, мы не делим спектакли на российские и заграничные. Разделять что-либо на свое и чужое непродуктивно. Во-вторых, у фестиваля есть глобальная миссия. Мы в течение всего сезона сканируем, что происходит в отечественных театрах, и выносим на всеобщее обозрение самое интересное. Иногда это фрагмент в гала-концерте, иногда полный спектакль. В этом сезоне мы впервые взяли в афишу еще не поставленный спектакль, "Каменный цветок" Урал Балета. Но я не изменила своему принципу - не привозить то, что я не видела. Я поехала в прекрасный город Екатеринбург, посмотрела презентацию спектакля, целый день провела на репетициях - и меня убедили эти энергичные ребята, их идеи, их эскизы. Это прекрасная музыка Прокофьева, прекрасный хореограф Антон Пимонов, которого я знаю много лет и ни разу в нем разочаровалась - и мне, как театральному профи, было достаточного увиденного, чтобы принять решение. И у этого очень красивого "Каменного цветка" тоже будет свой зритель - те, кто готов получать интеллектуальное и чувственное удовольствие одновременно.

В Уфе фестиваль Рудольфа Нуреева открылся легендарным башкирским балетом

Петербургские балетоманы не станут задирать нос? Ведь у них есть свой священный "Каменный цветок", поставленный в Мариинском театре еще 70 лет назад.

Екатерина Галанова: Великая классика от нас никуда не уйдет, мы всегда с ней, а она с нами. Задача фестиваля - показывать, что в России и сегодня есть хореографы, у них есть идеи, они научились делать зрелищный и сложный продукт. Мы должны их поддерживать - в этой профессии почти никто не способен пробить себе дорогу самостоятельно. Молодцы Урал Балет, что постоянно дают своим молодым артистам ставить. Очень хорошую затею начал "Балет Москва" - раз в полгода делать лабораторию хореографов, давать им поставить небольшие штучки, потом собирать из этого спектакль. Кстати, "Балет Москва" выступит у нас на финальном гала-концерте, это очень интересная труппа.

Раз мы заговорили о гала-концерте: это самый лакомый кусок фестивального пирога, билетов на него давно нет в продаже, но программа обычно держится в тайне…

Екатерина Галанова: Хватить секретничать, рассказываю. Само собой, будет классический балет, Мариус Петипа и Агриппина Ваганова. Само собой, Мариинский театр. Приедут солисты из миланского Ла Скала и Национального балета Канады. Приедет целая труппа из Гаваны, о которой я говорила: новый спектакль для них поставил Мауро де Кандиа. Наши любимые аргентинцы с большим кордебалетным номером Мауро Бигонцетти. Вообще, будет много западной хореографии, от Ролана Пети до Эдварда Льянга. И Лючия Лакарра. Огромная танцующая толпа, которая в общем финале не помещается на сцену Александринского театра. Прямо сейчас ищу способ их всех разместить.

Танец Санкт-Петербург