22.04.2025 11:02
Власть

Иван Носков: Потенциал развития Самары – памятники ее старины

Текст:  Ирина Чечурина (Самара)
Российская газета - Экономика Поволжья: №89 (9628)
Сто дней на посту мэра Самары Иван Носков встретил в редакции "РГ". Он рассказал, чем очаровал его город на Волге, каким он видит его будущее и как планирует это будущее строить.
Иван Носков: Говоря о привлекательности города, нельзя забывать о тех, кто живет в нем постоянно. / Георгий Субботин/РГ
Читать на сайте RG.RU

По приезде в Самару вы сказали, что "это город с душой". Изменилось ли ваше отношение к городу, когда вы увидели не только его "выставочную" сторону, но и все накопившиеся проблемы? Чувствуете ли вы, что отношение горожан к вам как-то меняется?

Иван Носков: Мое отношение к Самаре не изменилось. Я по-прежнему вижу красивый старинный русский город, с большим потенциалом - туристическим, промышленным, научным. А проблемы... Они есть везде, просто нужно понимать, что все одномоментно сделать невозможно, нужно расставить приоритеты и планомерно двигаться к цели. Причем власть, бизнес и горожане смогут достичь целей быстрее и эффективнее, если начнут взаимно друг друга уважать и действовать сообща. Про отношение людей ко мне лучше спросить у них. Но я вижу, что кто-то настроен скептически, кто-то - равнодушен, но большинство самарцев, что называется, перешли в режим ожидания и поспешных оценок не дают - ждут, как проявят себя новый мэр и его команда, подсказывают, советуют и критикуют, куда же без критики! Критику принимаю, если она конструктивная.

Павел Крашенинников ответил на вопросы собкоров "РГ"

Наверняка критикуют за дороги?

Иван Носков: Не без этого. Дорожные работы начались, как только сошел снег - приступили к аварийному ремонту. Это временная мера, но она позволяет повысить безопасность и комфорт движения, предотвращает и замедляет разрушение асфальтового покрытия. Также начали работу с подрядчиками, обязываем их выполнить работы в рамках гарантийного ремонта. Приводим в порядок колодцы на дорогах, чистим ливневку, меняем бордюры.

С 1 апреля приступили и к основным работам. В этом году сначала планировали отремонтировать более 46 км дорог, 20 тротуаров и 75 внутриквартальных проездов. Но за счет экономии на торгах общую протяженность обновленных магистралей увеличим до 52 километров, тротуаров - до 20. Региональный минтранс за свой счет приведет в порядок главные городские шоссе и улицы (Московское, Красноглинское, Волжское и другие), что добавит еще около 20 км. Плюс в планах на ближайшие два года - привести в нормативное состояние все подходы к школам и детсадам. Следующий шаг - подходы к спортивным и медицинским объектам.

Хотелось бы, чтобы по новым дорогам курсировал новый транспорт. Какие планы по развитию транспортной инфраструктуры и подвижного состава?

Иван Носков: Обновление подвижного состава, думаю, горожане уже заметили. Продолжаем совместно с московскими экспертами анализировать логистику, выявлять "узкие места", исключать дублирующие маршруты, запускать новые. С этого года на 22 автобусных маршрутах действуют новые стандарты, включающие и обновление подвижного состава, и повышенные требования к санитарному состоянию автобусов, и к соблюдению графика. Жалоб стало существенно меньше. То, что еще нужно исправить - будем исправлять, в том числе и наказывая перевозчиков рублем.

Филиал Третьяковки в Самаре представит выставку от "Ван Гога до авангарда"

Отдельно хочу сказать о трамваях. На сегодня в Самаре это самый удобный и востребованный вид транспорта. Поэтому еще в 2024 году закуплено 74 трамвая. Первые трехсекционные "Витязь-М" уже поступили в город, до конца года на маршруты выйдет еще 40 односекционных вагонов "Львенок". В 2026 году - еще 31.

На ремонт трамвайной инфраструктуры уже в этом году будет направлено 1,5 млрд рублей. В первую очередь обновим самые проблемные участки контактной сети и кабельных линий. Параллельно делаем проекты капремонта путей общей протяженностью 4,5 км.

С вашим приходом в Самаре масштабные изменения коснулись и системы управления. Что выигрывают горожане от внедрения одноуровневой системы управления?

Иван Носков: На самом деле этот процесс идет по всей стране - в тех городах, где еще действует двухуровневая система. Она показала на практике свою неэффективность. Начнем с того, что двухуровневая система искусственно разделила город на обособленные районы, этакие "городки в городе". Так быть не должно, горожане должны чувствовать себя частью большого красивого мегаполиса, а не замыкаться в пределах своего района. Особенно это опасно для молодежи, которая должна видеть свои перспективы в масштабах всего города.

И при этом у районных администраций нет реальных средств и полномочий для принятия серьезных решений, а стало быть, и для долгосрочного планирования в таких важных сферах, как градостроительство, туризм, развитие дорог, расселение аварийного жилья. А весь бюджет районов практически тратился на содержание этой самой администрации. Кроме того, возникала двойная ответственность за один участок или направление работы, и это всегда повод для бюрократических проволочек. Мы все с этим сталкиваемся.

Теперь внутригородские районы, которые десять лет были в статусе самостоятельных, вновь станут территориальными органами администрации Самары. А Гордума будет состоять из 37 депутатов, избираемых на прямых выборах.

До конца апреля в Самарской области проведут дополнительные выплаты ветеранам

Исторические кварталы - это одна из ценностей Самары, туристическая "изюминка". Но это и наша боль, так как многие вынуждены жить в аварийных домах. Как планируется расселять жителей и при этом сохранять наше историческое наследие?

Иван Носков: По расселению ситуация на данный момент, мягко говоря, далека от идеальной. Сегодня у нас не расселены все дома, признанные аварийными до 2017 года. Этому есть и объективные, и субъективные причины. Не буду останавливаться на прошлом, скажу, что планируем делать: в сжатые сроки расселить все аварийные дома, признанные таковыми до 2017 года, и затем приступить к следующему этапу - расселению домов, признанных аварийными до 2022 года.

Что касается исторического наследия... Нужно четко отделить дома, действительно имеющие культурную, историческую, архитектурную ценность, от обычных "избушек-развалюшек", которые нужно сносить. Первые будем восстанавливать и использовать, вторые - расселять и сносить. Люди должны жить в комфортных и безопасных домах.

Исторические кварталы - это именно то, что интересует туристов. Никто и нигде не будет восхищаться новостройками, какими бы комфортными они не были, люди едут именно прикоснуться к истории, к наследию Самары, если хотите - получить культурную и патриотическую подпитку. Тем более сейчас, когда внутренний туризм активно развивается, мы вырабатываем механизм сохранения и развития самарского наследия.

Раздать все старые особняки в аренду за один рубль?

Иван Носков: Практика показала, что это нерабочая схема. Отданные в аренду "за рубль" здания только в 10 процентах случаев восстанавливаются и наполняются новым содержанием, а 90 процентов - продолжают разрушаться. Мы предлагаем новый механизм - передавать в собственность дома только после восстановления. То есть инвестор фактически делает заказ на восстановление здания, например под галерею, и полностью оплачивает эту работу. Город обеспечивает юридическое сопровождение процесса и соблюдение интересов всех сторон. Эта система основана на взаимных гарантиях, и она уже успешно работает в Иркутске, Томске, Санкт-Петербурге.

В Самарской драме "Женитьба Бальзаминова" закончилась трагично

Вы так оптимистично смотрите на рост турпотока в еще недавно закрытом городе...

Иван Носков: Это сухая статистика. В прошлом году Самарскую область уже посетило 3,5 млн туристов, и эта цифра ежегодно увеличивается примерно на треть. В Самаре много достопримечательностей, как "природных", так и созданных руками человека. Да что говорить: Самара - пожалуй, единственный мегаполис в стране, напротив которого расположен заповедник! А много ли найдется городов, в которых так развита "космическая" тематика? Плюс - различные культурные, спортивные события, фестивали, масса интересных музеев, богатейшее историческое наследие времен Великой Отечественной войны. Перечислять "изюминки" можно долго, и все они сосредоточены в одном месте, в одном городе.

К этому нужно добавить развитую туристическую инфраструктуру - гостиницы, предприятия общепита, речной транспорт, восстановленные исторические здания. Туристический потенциал Самары просто огромен, есть с чем работать и нам, властям, и бизнес-сообществу.

В погоне за туристической привлекательностью мы едва не потеряли набережную в 1990-е годы, когда она превратилась в один большой, шумный, грязный ресторан самого низкого пошиба. Не случится ли то же самое, если мы будем слишком большой упор делать на "туристическую привлекательность"?

Иван Носков: В 1990-х вообще была особая атмосфера в стране, согласитесь. Хорошо, что она ушла безвозвратно. Набережная сейчас используется в основном летом, зимой на ней можно встретить только одиноких спортсменов и дам с собачками. Будь здесь несколько приличных кафе, где можно посидеть с детьми, выпить кофе с пирожными и полюбоваться видами - думаю, нашлось бы гораздо больше желающих погулять по набережной в любое время года. Говоря о туристической привлекательности города, нельзя забывать о тех, кто живет в нем постоянно. Мы должны предложить туристам активный, оздоровительный и интеллектуальный отдых, тогда это не доставит неудобств и самарцам.

Острый вопрос

Все масштабные программы требуют больших денег. На какие источники финансирования Самара может рассчитывать?

Иван Носков: Рецепт известен - активное участие в национальных проектах, в федеральных и региональных программах. За счет этого на один рубль муниципального бюджета можно привлечь как минимум 9 рублей из бюджетов вышестоящего уровня. Сейчас этот показатель составляет немногим более 1 рубля. Многого можно достичь за счет укрепления финансовой и налоговой дисциплины, развития малого и среднего бизнеса, есть потенциал и по внебюджетным доходам. Под лежачий камень вода не течет, нужно действовать.

Регионы Самарская область Саратовская область Татарстан Удмуртия Ульяновская область Чувашия Пензенская область Оренбургская область Нижегородская область Мордовия Марий Эл Кировская область Пермский край Башкортостан