Солнечное жизнелюбие и размах монументальных проектов, кажется, пришли в его творчество прямиком из солнечной Колхиды и от аргонавтов, в поисках Золотого руна добравшихся, как говорят, до Грузии. Не случайно его большая ретроспектива в Московском музее современного искусства, приуроченная к 90-летию мэтра, называлась "Солнечный сад". Этот монументалист, строитель, организатор назвал одну из своих серий рисунков "Я садовником родился…" Ощущение сказочной мощи природы, восхищение солнечным светом, щедростью красочного мира он вносил в свои работы, стремясь разделить эту радость со зрителями. Природа для него не была мастерской, в которой надо все переделать по-своему, а скорее - храмом, божественным совершенством которого можно восхищаться.
В Тбилисской академии художеств его учителями были Василий Шухаев, Иосиф Шарлемань, Уча Джапаридзе. Они помнили не только старый Тифлис, но и частные академии довоенного Парижа, выставки и журналы "Мира искусства", горячие диспуты дореволюционного Петербурга. Школа была хорошая, дававшая и академическую технику, и кругозор. В ранних работах Церетели 1958-1960-х годов, написанных после окончания учебы в академии, "суровый стиль" ранней советской оттепели встречается с наслаждением цветом и светом, отличавшим работы импрессионистов. В годы пост-ученичества Церетели, очевидно, стремительно проходит школу французов: от барбизонцев и импрессионистов до Сезанна и Матисса.
На этом фоне появление в его работах сюжетов "сурового стиля" может показаться данью "теме труда", ценимой в советской время. Но, похоже, важнее тут для Церетели была возможность поработать над фронтальной композицией. Он довольно быстро идет к первоисточникам искусства оттепели - художникам ОСТа, более поздним картинам Дейнеки. Почти декоративная пластика его "Лыжников" явно цитирует одноименную работу Александра Дейнеки. Этот путь - к монументальным композициям и ярким живописным решениям - в итоге стал для него магистральным.
Решающим моментом в самоопределении 30-летнего художника стала поездка в Париж в 1964 году и встреча с Пабло Пикассо и Марком Шагалом. Их работа с открытым цветом, приемы обобщения формы словно распахнули окно в новый мир - не столько в Париж и французское искусство, сколько к самому себе. "Солнце на палитре" - название одной из работ 1964 года, где краска вздымается рельефно, где солнце чувственно, словно желток на раскаленной небесной сковородке, где палитра с ослепительной мешаниной красок вдруг превращается в абстрактную композицию. Живописный дар Церетели - чувственный, радостный. Цветы и натюрморты, даже те, которые могли бы выглядеть аскетично, вроде "портрета" веников, совка и ведра, адресуют не к тщете жизни, а к чистоте и порядку, помогающим в работе.
Умер президент Российской академии художеств Зураб ЦеретелиРабота с глиной, эмалью, мозаикой, металлом выглядит поначалу как "производственная необходимость": в 1963 году Церетели становится старшим мастером оформительского цеха Тбилисского художественно-производственного комбината Художественного фонда Грузии. Поскольку в 1960-е государство вновь становится заказчиком, который готов к художественным экспериментам, то Зураб Церетели оказывается именно тем, кого государство искало. Он участвует в создании монументальных ансамблей для проектов курортного комплекса в Пицунде (1967), Мемориального центра В.И. Ленина в Ульяновске, где он делает яркую мозаику бассейна "Морской мир" (1970), фасада тбилисского Дворца культуры профсоюзов (1971). Монументальный модернизм советских 1970-х в его версии оказывается ярким синтезом традиций, техник, материалов. Мозаики и витражи, рельефные скульптуры, эмали - способом напомнить о восхитительной радости жизни, о ее ценности и разнообразии. В 1980 году Церетели назначен главным художником Олимпийских игр в Москве.
Путь от модернизма к "мифологическому реализму", где появляются фигуры новых героев - от античных аргонавтов и Прометея до Святого Георгия и Петра I, - Зураб Церетели проходит вместе со страной. В 1990-е он участвует в восстановлении храма Христа Спасителя, оформлении ансамбля Манежной площади, мемориального комплекса на Поклонной горе. Эти проекты созданы уже академиком Церетели, президентом Академии художество России.
Работы скульптора Зураба ЦеретелиТеатральная природа скульптурных композиций Церетели очевидна, скажем, в оформлении Манежной площади, Московского зоопарка. Художник словно предлагает зрителям вернуться к переживанию чуда жизни, мира как волшебной сказки. Это переживание, конечно, сродни непосредственности детской игры. А за его образом цветущего сада чудится проблеск другого сада - нездешнего, райского. И, кажется, там художнику с его щедрым даром любви к миру и искусству, если Бог даст, будет что рисовать.
Светлая Вам память, Зураб Константинович!