"Садовник" монументального искусства: работы Церетели словно зовут зрителей пережить чудо жизни

Художественный дар Церетели соединялся с талантом организатора и дипломата
Не стало Зураба Константиновича Церетели (1934-2025), народного художника СССР и РФ, президента Российской академии художеств, скульптора, живописца, создателя Московского музея современного искусства. Его яркий художественный дар соединялся с талантом организатора и тонким дипломатическим дарованием.
РИА Новости

Солнечное жизнелюбие и размах монументальных проектов, кажется, пришли в его творчество прямиком из солнечной Колхиды и от аргонавтов, в поисках Золотого руна добравшихся, как говорят, до Грузии. Не случайно его большая ретроспектива в Московском музее современного искусства, приуроченная к 90-летию мэтра, называлась "Солнечный сад". Этот монументалист, строитель, организатор назвал одну из своих серий рисунков "Я садовником родился…" Ощущение сказочной мощи природы, восхищение солнечным светом, щедростью красочного мира он вносил в свои работы, стремясь разделить эту радость со зрителями. Природа для него не была мастерской, в которой надо все переделать по-своему, а скорее - храмом, божественным совершенством которого можно восхищаться.

В Тбилисской академии художеств его учителями были Василий Шухаев, Иосиф Шарлемань, Уча Джапаридзе. Они помнили не только старый Тифлис, но и частные академии довоенного Парижа, выставки и журналы "Мира искусства", горячие диспуты дореволюционного Петербурга. Школа была хорошая, дававшая и академическую технику, и кругозор. В ранних работах Церетели 1958-1960-х годов, написанных после окончания учебы в академии, "суровый стиль" ранней советской оттепели встречается с наслаждением цветом и светом, отличавшим работы импрессионистов. В годы пост-ученичества Церетели, очевидно, стремительно проходит школу французов: от барбизонцев и импрессионистов до Сезанна и Матисса.

Жизнелюбие и размах его монументальных проектов, кажется, пришли в творчество прямиком из солнечной Колхиды

На этом фоне появление в его работах сюжетов "сурового стиля" может показаться данью "теме труда", ценимой в советской время. Но, похоже, важнее тут для Церетели была возможность поработать над фронтальной композицией. Он довольно быстро идет к первоисточникам искусства оттепели - художникам ОСТа, более поздним картинам Дейнеки. Почти декоративная пластика его "Лыжников" явно цитирует одноименную работу Александра Дейнеки. Этот путь - к монументальным композициям и ярким живописным решениям - в итоге стал для него магистральным.

Решающим моментом в самоопределении 30-летнего художника стала поездка в Париж в 1964 году и встреча с Пабло Пикассо и Марком Шагалом. Их работа с открытым цветом, приемы обобщения формы словно распахнули окно в новый мир - не столько в Париж и французское искусство, сколько к самому себе. "Солнце на палитре" - название одной из работ 1964 года, где краска вздымается рельефно, где солнце чувственно, словно желток на раскаленной небесной сковородке, где палитра с ослепительной мешаниной красок вдруг превращается в абстрактную композицию. Живописный дар Церетели - чувственный, радостный. Цветы и натюрморты, даже те, которые могли бы выглядеть аскетично, вроде "портрета" веников, совка и ведра, адресуют не к тщете жизни, а к чистоте и порядку, помогающим в работе.

Умер президент Российской академии художеств Зураб Церетели
1/15
Зураб Церетели создал за свою жизнь более пяти тысяч произведений в самых разных формах и жанрах.
Фото: РИА Новости

Работа с глиной, эмалью, мозаикой, металлом выглядит поначалу как "производственная необходимость": в 1963 году Церетели становится старшим мастером оформительского цеха Тбилисского художественно-производственного комбината Художественного фонда Грузии. Поскольку в 1960-е государство вновь становится заказчиком, который готов к художественным экспериментам, то Зураб Церетели оказывается именно тем, кого государство искало. Он участвует в создании монументальных ансамблей для проектов курортного комплекса в Пицунде (1967), Мемориального центра В.И. Ленина в Ульяновске, где он делает яркую мозаику бассейна "Морской мир" (1970), фасада тбилисского Дворца культуры профсоюзов (1971). Монументальный модернизм советских 1970-х в его версии оказывается ярким синтезом традиций, техник, материалов. Мозаики и витражи, рельефные скульптуры, эмали - способом напомнить о восхитительной радости жизни, о ее ценности и разнообразии. В 1980 году Церетели назначен главным художником Олимпийских игр в Москве.

"Грузия без России прожить не сможет, и Россия без Грузии - тоже. Мы носим общий крест", - говорил скульптор

Путь от модернизма к "мифологическому реализму", где появляются фигуры новых героев - от античных аргонавтов и Прометея до Святого Георгия и Петра I, - Зураб Церетели проходит вместе со страной. В 1990-е он участвует в восстановлении храма Христа Спасителя, оформлении ансамбля Манежной площади, мемориального комплекса на Поклонной горе. Эти проекты созданы уже академиком Церетели, президентом Академии художество России.

Работы скульптора Зураба Церетели
1/15
Памятник "В ознаменование 300-летия российского флота" (скульптор Зураб Церетели) в Москве.
Фото: РИА Новости

Театральная природа скульптурных композиций Церетели очевидна, скажем, в оформлении Манежной площади, Московского зоопарка. Художник словно предлагает зрителям вернуться к переживанию чуда жизни, мира как волшебной сказки. Это переживание, конечно, сродни непосредственности детской игры. А за его образом цветущего сада чудится проблеск другого сада - нездешнего, райского. И, кажется, там художнику с его щедрым даром любви к миру и искусству, если Бог даст, будет что рисовать.

Светлая Вам память, Зураб Константинович!

Что хотели сказать Церетели и Вознесенский своими фантастическими памятниками русской и грузинской речи

У московского памятника "Дружба навеки" была вторая часть - монумент "Узы дружбы"
В 1983 году в Москве на Тишинской площади выросло "меднолистое Древо языка". Монумент скульптора Зураба Церетели и архитектора Андрея Вознесенского высотой 42 метра составлен из букв грузинского и русского алфавитов. Открыли его к двухсотлетию подписания Георгиевского трактата - договора о переходе Грузии под протекторат России, который все эти 200 лет иначе как договором о дружбе двух народов и не считался.

Собственно, и буквы, составляющие памятник, складываются в простые слова: "братство", "мир", "дружба". Совсем немного времени пройдет, наступит новая эпоха воображаемых свобод, и вдруг эти слова покажутся кому-то устаревшими. Как так? Ведь прежде такое казалось немыслимым.

Фото: Василий Егоров /Фотохроника ТАСС

Сверху над буквами - золоченый венок славы. У подножия стелы - медные доски-картуши с цитатами о взаимном притяжении народов из русских и грузинских классиков: Руставели, Чавчавадзе, Пушкина, Лермонтова, Есенина, Пастернака…

Надо сказать, что архитектор Вознесенский был еще и поэтом. Даже точнее: выпускника МАРХИ Андрея Вознесенского знали больше как поэта и кумира не одного поколения. Так что идею памятника он описывал поэтически - будто в предчувствии времен распада ценностей и смыслов - вот что поэту приснилось: "Мне снится, как мне снится золотое дерево языка! Оно растет сквозь меня, всасывая мои соки, оно прорастает сквозь мою жизнь, шумит кроной надо мной. Крона языка - моя навязчивая идея. Мне хочется на какой-нибудь площади поставить монумент языку. Это будет памятником ушедшим великим словам "не лепо ли ны бяшет, братие", это будет вечный огонь живого слова. Там сольются поэзия и архитектура - крона должна быть золотой, слегка качаться от нагреваемого воздуха, от света, человеческого дыхания".

Идея поэта пришлась по сердцу его давнему приятелю Зурабу Церетели. У московского памятника "Дружба навеки" была вторая часть: у выезда из Тбилиси в сторону Военно-Грузинской дороги - монумент Церетели "Узы дружбы". Огромный металлический позолоченный узел, связывающий два кольца, - он был навеян историей любви Александра Грибоедова и Нины Чавчавадзе.

Фото: Валерий Шустов/ РИА Новости

А выше по той же Военно-Грузинской дороге, на отметке 2384 метра, Зураб Церетели установил "Арку Дружбы" - смотровую площадку на краю горной пропасти, где на ярком мозаичном панно переплетаются истории России с Грузией, и в центре на двух языках строки Шота Руставели:

Фото: Прогулки с Апрельским/ соцсети
  • "Друг верный, друг поможет,
  • Не страшит его беда.
  • Сердце он отдаст за сердце,
  • А любовь - в пути звезда".

Между этими тремя памятниками - от Тбилиси через верхушки Кавказских гор до Москвы - мечтали Церетели с Вознесенским, электрической дугой протянется такая аура, такая нерушимая воздушная волна, которая не даст никому сойти с ума даже в самые сумасшедшие времена. По крайней мере так хотелось, так казалось. Ну, художники, поэты.

Фото: Леван Авлабрели/ РИА Новости

Вознесенский писал:

  • "Не смоете губкой,
  • Не срезать резинкой
  • С небес эти буквицы
  • Русско-грузинские.
  • Такого ни в Цюрихе,
  • Ни в Семиречье:
  • Прокрашенный суриком
  • Памятник Речи".

Церетели говорил: "Грузия без России прожить не сможет, но и Россия без Грузии - тоже. Мы носим общий крест, у нас общая история, которую никому не переписать и не изменить".

Но… что-то в этой их идее почему-то кому-то с тех пор не давало покоя. Аж 11 июля 1982 года, еще по партийной линии, пошла первая бдительная кляуза радетелей: ее приводил Лев Колодный в своей книге о Церетели "Сердце на палитре". Об этой идее связующих памятников Церетели и Вознесенского московские партийцы сигнализировали так: "Считаю данную акцию, как и другие аспекты внутригородской политики последних лет, не отвечающей нормам социалистической идеологии и морали".

Надо ли говорить, что после 1991 года "Дружбу народов" стали раскачивать, уже не стыдясь ничего. Во-первых, как "памятник застоя". Годы бежали, и те же, те же бывшие партийцы, ставшие передовыми либералами, стали строчить по-прежнему доносы, теперь демократические: долой "Дружбу народов", служившую "амбициям партийной и творческой элит, за спиной широкой общественности, вразрез с интересами и мнением местного населения".

В 1991 году "Узы дружбы" в Тбилиси взорвали по распоряжению демократического президента Звиада Гамсахурдиа. Мозаичное панно "Арка Дружбы" изуродовали борцы за европейский выбор…

Поэт Вознесенский тогда написал про наступающее торжество "вторичных людей". Тех, кто старается скорей избавиться от своих "духовных сил" и только обезьянничать:

  • "Мы - вторичные люди, мы - тень первачей,
  • Белых, красных, коричневых.
  • Исторических мы не имеем идей.
  • Мы - вторичные!"

И еще:

  • "При инквизиции цвели "Капричиос".
  • На Чистых прудах стоит наш Примус.
  • Демократическая вторичность -
  • в этом наша неповторимость.
  • Зачем тревожите отошедшее?
  • Стремитесь в рыночные отношения?
  • Потом в опричнину? К Екатеринам?
  • Полет вторичный неповторимый!"

Скульптор Зураб Церетели тогда мудро говорил: "Время все расставит по местам. Быстро судить - значит, наверняка ошибаться. Не надо проклинать прошлое - тогда и мы красиво уйдем из жизни!"

В девяностых же московский памятник поэта и скульптора стали называть злорадно-ернически: "шампур с шашлыком". Смешно же. А и правда, времена тогда пошли... "Дружба народов"? Обхохочешься.

Но если вспомнить: в 2014 году тот же интернет так же злорадно и бесстыже назвал сожженных в одесском Доме профсоюзов "шашлыком из колорадов". И тоже кто-то хохотал.

И вроде бы - какая связь между насмешками над памятником Церетели и трагедией на историческом пространстве, которое они с поэтом думали сберечь, увековечивая в бронзе и граните Букву, Слово, Речь, Язык любви народов? Но тут читатель должен подумать сам.

Кстати, говорят, мозаику Церетели на Военно-Грузинской дороге кто-то подлатал, подремонтировал. Есть еще добрые люди, и память еще никуда не исчезла. И работал художник не зря…

Работы скульптора Зураба Церетели