Уже спустя два дня после начала войны, 24 июня 1941 года, Народный комиссариат путей сообщения дал оперативное указание железным дорогам сформировать 288 военно-санитарных поездов. Исполнение этого распоряжения не заставило себя ждать. Через два дня, 26 июня 1941 года, первый военно-санитарный поезд N 312, впоследствии ставший легендой на фронте, отправился в рейс.
"Решение о создании санитарных поездов было принято на государственном уровне. Выделено 6 тысяч вагонов, - рассказывает председатель Всероссийского общества любителей железных дорог (ВОЛЖД) Алексей Вульфов. - Вагоны были сняты с пассажирских рейсов и переданы под использование в составе санитарных поездов".
Конструктивно такие поезда не отличались от обычных, их просто переоборудовали в медицинские составы. Каждый поезд состоял из 17-18 вагонов и вмещал от 374 до 507 человек, в том числе 147 тяжелораненых. Для госпиталей на колесах использовались пассажирские вагоны. Чаще всего под санитарные отдавались вагоны со створным углом, в которых дверь тамбура располагалась под углом, чтобы было проще заносить носилки в поезд.
"С помощью специальных железнодорожных составов осуществлялась не только эвакуация раненых, но и оказание прямо в вагонах медицинской помощи. Вагоны были оборудованы таким образом, что могли выполнять функции аптек, морга и даже операционных. Благодаря использованию санитарных вагонов были спасены миллионы жизней", - рассказывает руководитель направления туризм Музея Победы, руководитель Всероссийской Ассоциации патриотического туризма Инна Удовенко.
В таких поездах делались сложнейшие хирургические операции, добавляет Алексей Вульфов. Причем нередко под огнем врага.
Не все санитарные поезда везли своих пациентов в тыл на лечение. Многие из них месяцами стояли и работали недалеко от фронта. "Стационарные санитарные поезда были дополнением к штатным госпиталям. Они могли находиться достаточно близко от линии фронта, в зоне 300-400 километров. Они были удобны тем, что могли передвигаться в зависимости от перемещения линии фронта. Но при этом такие поезда довольно долго, например полгода, могли находиться на одном месте", - рассказывает публицист и историк Рустам Садретдинов.
Известны интересные детали про устройство санитарных поездов. На крышах некоторых из них разбивали огороды, выращивали зелень. К примеру, на крыше поезда N 312 были установлены ящики с землей, в которых росли лук, салат и редис. Пациенты санитарного поезда шутили, что грядки на крыше - лучшая маскировка. А под вагонами разводили кур и поросят. Таким образом в рационе больных появлялась свежая зелень, куриный бульон, мясо и яйца - все, что прописывал врач для восстановления организма больного и что так сложно было достать в условиях войны.
Кроме госпиталей по железной дороге курсировали санитарные "летучки". Они подходили максимально близко к линии фронта и вывозили раненых, занимались их перевязкой и доставкой в госпиталь. На их комплектование шли все имеющиеся вагоны, к примеру теплушки и даже грузовые.
Кроме сотрудников железной дороги поезда были укомплектованы медперсоналом. На квалифицированных операционных медсестер ложилась абсолютно невыполнимая по сегодняшним меркам задача. Когда состав был полон, они практически не спали. Днем они ассистировали на операциях, а ночью ухаживали за больными. При этом у них хватало времени почитать солдатам письма из дома или, наоборот, написать их под диктовку семьям раненых.
Всего в эвакуации военнослужащих участвовало 472 военно-санитарных поезда, а также 350 санитарных "летучек". Согласно информации оргкомитета передвижного музея "Поезд Победы", за время Великой Отечественной войны санитарные поезда приняли более пяти миллионов больных и раненых.
Существовали рекомендации машинистам по управлению такими составами. "В книге "Руководство паровозному машинисту", выпущенной во время войны, есть глава об особенностях вождения санитарных поездов. Причем есть отдельные рекомендации для "летучек" или управления поездами при воздушной атаке, в условиях химической опасности", - отметил Алексей Вульфов.
Сегодня медицинские эшелоны стали экспонатами музеев. Например, санитарный вагон есть в составе "Поезда Победы". "Настоящий санитарный вагон времен Великой Отечественной войны можно увидеть в филиале Музея Победы в Москве - Музее Г.О.Р.А. (Главные Оружейные Реликвии Армии) на Поклонной горе. Он был построен на заводе им. Егорова в Ленинграде в 1937 году", - рассказала Инна Удовенко.
Санитарный поезд есть также в экспозиции Музея Железных дорог России в Санкт-Петербурге.
Военно-санитарный поезд N 312 стал настоящей легендой. Он вышел в свой первый рейс уже 26 июня 1941 года, сразу после начала войны, а в последний - в январе 1946 года. Поезд вывозил раненых бойцов, курсируя от линии фронта к тыловым госпиталям. За время своей работы он перевез почти 25 тысяч человек. Были и другие пассажиры. К примеру, в июле 1941 года за два дня до захвата Пскова этот состав погрузил в свои вагоны не только взрослых раненых, но и 50 детей из псковской детской больницы.
Поезд был одним из лучших в Советском Союзе. Образцовая стерильность и рационализаторские предложения, реализованные коллективом поезда, приводились в пример сотрудникам других железнодорожных составов. Именно на этом поезде ввели огороды на крыше.
Каждый санитар, проводник и медсестра этого состава старались сделать свой вагон лучшим. После землянок и окопов бойцы попадали в вагоны с белоснежным бельем, скатертями на столах, живыми цветами рядом с койками и вышитыми занавесками - все это создавало домашний уют и придавало сил раненым.
Коллектив поезда даже старался вывести его на самоокупаемость. Когда везли раненых, то занимались их лечением, а во время порожних рейсов - мастерили и шили. В поезде были устроены небольшие столярная, жестяная, портняжная и сапожная мастерские. Здесь шили гимнастерки, брюки, рукавицы, ремонтировали обувь, изготавливали шкафчики, полочки, кружки и бидоны.
Изначально не предполагалось, что санитарному составу предстоит побывать на передовой, но за время войны он несколько раз попадал под бомбежки. А 14 октября 1941 года под Тихвином поезд был полностью разбит. После этого состав отправили на ремонтный завод в Омск. Но его восстановление занимало слишком много времени. Начальник поезда Николай Даничев решил ремонтировать его силами своей команды, с чем коллектив справился за два месяца.
Состав носил звание лучшего санитарного поезда. О его работе еще в годы Великой Отечественной войны был создан документальный фильм, и еще один уже после ее окончания.