22.05.2025 12:40
Культура

"Купание красного коня": история создания и смысл картины

Текст:  Ольга Дмитренко
"Купание красного коня" - одна из наиболее известных картин русского художника Кузьмы Петрова-Водкина, созданная им в 1912 году. Это знаковая работа русского искусства, ставшая предвестником грядущих социальных потрясений, как позже замечали современники мастера. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее.
Представленная на экспозиции "Мир искусства" в 1912 году, работа практически сразу же воспринималась как предзнаменование, яркая метафора эпохи и предчувствие грядущих перемен. / Владимир Астапкович/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Содержание:

  1. Общая информация о картине "Купание красного коня"
  2. История создания картины
  3. Смысл картины
  4. Интересные факты о картине

Общая информация о картине "Купание красного коня"

В работе мастер объединил разные традиции: классицизм не противоречил формальному эксперименту, а символичные образы органично уживались с содержательностью.

Композиция полотна отличается лаконичностью и строгостью: на переднем плане - обнаженный юноша, оседлавший невероятного, сильного красного коня. Вокруг плещутся другие кони и всадники, образуя динамичную группу. Цветовая гамма построена на контрасте красного коня и спокойного сине-зеленого фона, создающего ощущение тревоги и напряженности. Примечательно использование сферической перспективы, характерной для творчества художника, которая придает картине особую глубину и пространственность.

Размер полотна внушителен (160 x 186 см), что усиливает впечатление монументальности и значимости сюжета. Бытовую историю художник превращает в некий идеализированный образ.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, "Автопортрет", 1918 год. / Павел Балабанов/РИА Новости

История создания картины "Купанием красного коня"

Работа над "Купанием красного коня" началась весной 1912 года. На картине изображено, на первый взгляд, обыденное купание коней и мальчиков волжских водах, на хуторе "Мишкина пристань" в Саратовской области. Прототипами героев полотна стали двоюродный брат художника Шура и конь Мальчик. Однако, по воспоминаниям мастера, дальше в работе он преимущественно уделял внимания живописным задачам, стремясь к равновесию формы и содержания картины.

Из небольшой жанровой зарисовки, таким образом, родилось полотно, в центре которого - фигура величественного красного коня, вобравшего в себя мотивы древнерусского искусства и иконописи, где подобные кони можно увидеть на изображениях "Чуда архангела Михаила о Флоре и Лавре" или Георгия Победоносца. Именно всплеск интереса к древнерусским иконам в начале XX века, на которых кони изображались красным цветом, вдохновил художника на превращение изначально рыжего коня в символ пламенной мощи.

Петров-Водкин, подобно древним иконописцам, использовал чистые, яркие цвета, отказываясь от смешивания и рефлексов ради большей выразительности. Зелено-синяя вода, очерченная четким контуром берега, не охлаждает, а напротив, подчеркивает огненный оттенок коня, вызывая ощущение самого сильного напряжения.

Впервые представленная на экспозиции "Мир искусства" в 1912 году, работа практически сразу же воспринималась как предзнаменование, яркая метафора эпохи и предчувствие грядущих перемен.

Кузьма Петров-Водкин, "Купание красного коня." / wikimedia.org

Смысл картины

Полотно, как позднее писал о картине критик Всеволод Дмитриев, "показалось пламенем высоко поднятого знамени, вокруг которого можно сплотиться, показалось первым ударом близкого к искусству перелома..." Впоследствии современники Петрова-Водкина и сам художник стали замечать, что картина стала пророческой, в ней чувствовались явные ноты предвидения грядущих военных действий и революции. Так, спустя лишь два года первого показа картины, разразилась Первая мировая война. Сам создатель шедевра осознал глубокий смысл своего произведения, воскликнув, что именно поэтому он и написал "Купание красного коня".

Картина - яркое, образное иносказание, философская притча, к которой художник пришел через трансформацию реальных впечатлений. Увиденная им бытовая зарисовка преобразуется во вневременное действо, отсылающее к иконописному святому Георгию и работам Доменико Гирландайо.

Динамика композиции словно застыла. В то же время она нарушатся насыщенным образом ярко-красного коня, создавая пронзительное несоответствие, как следствие, вызывая тревожность и еле уловимые ощущения грядущих тяжелых времен. Художник намеренно скрывает сюжет, вовлекая всех смотрящих в процесс образного созидания.

Интересные факты о картине

Живопись