Рейтинговое агентство RAEX ("РАЭКС-Аналитика") опубликовало ежегодный список 100 лучших вузов России. Возглавил рейтинг Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, не уступающий первую строчку с момента первого выхода исследования в 2012 году. Статус вице-чемпиона подтвердил Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, второй год подряд опережающий все вузы страны по оценке востребованности выпускников работодателями. На третьем месте вновь расположился Московский физико-технический институт, получивший одну из самых высоких оценок уровня научно-исследовательской деятельности. Как и годом ранее, четвертую позицию занял Санкт-Петербургский государственный университет, а замкнул пятерку лидеров Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ".
В топ-20 рейтинга произошли заметные изменения. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" пропустил вперед МГИМО, который занял в этом году шестое место и заметно улучшил оценку по рейтинговому фактору "уровень научно-исследовательской деятельности", показал высокий результат по новым критериям рейтинга RAEX-100, учитывающим образование руководства федеральных и региональных органов власти России.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ поднялась в этом году на одну ступень и заняла девятое место. Она сместила Национальный исследовательский Томский политехнический университет, ранее входивший в топ-10 и занявший в этом году 12-е место: сказалось снижение балла вуза по группам критериев "уровень преподавания" и "востребованность среди абитуриентов". Финансовый университет прибавил две позиции и занял 10-е место, в десятку лучших он вошел впервые. Это стало следствием того, что вуз уже не первый год улучшает показатели кадровой и ресурсной обеспеченности. Уральский федеральный университет сохранил 11-е место.
Наибольшего прогресса в верхней части рейтинга добился Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, поднявшийся сразу на четыре строчки и занявший 14-е место.
Столица держит лидерство
В рейтинг 2025 года вошли университеты 30 регионов России. Наибольшее количество сильных вузов - 33 - сосредоточено в Москве. Далее следует Санкт-Петербург, в котором расположены 12 участников из первой сотни (в прошлом году 13). Представленность Московской области в рейтинге снизилась - в число лучших вошли четыре вуза Подмосковья против пяти годом ранее. В топ-100 насчитывается по четыре вуза из Татарстана и Томской области; тремя университетами в списке сильнейших представлены Башкортостан, а также Ростовская, Самарская и Волгоградская области. Дебютантом RAEX-100, не входившим в сотню лучших в прошлых выпусках рейтинга, стал Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, занявший 87-е место.
Наиболее массовой категорией вузов в RAEX-100 являются технические университеты - в число лучших вошли 37 таких образовательных организаций, тогда как годом ранее их было 35. Вузы инженерно-технического профиля расширили присутствие в рейтинге и показали наилучшую динамику среди всех категорий участников: 54 процента технических вузов выросли в рейтинге по сравнению с прошлым годом.
Следом за техническими вузами по числу фигурантов рейтинга идут классические университеты (27) и медицинские учебные заведения (17). Участников социогуманитарного профиля в списке заметно меньше - девять - причем почти все они расположены в Москве. Шесть вузов из рейтинга имеют доминирующую специализацию в области педагогики, и всего три учебных заведения относятся к аграрному сектору.
В ведущих вузах страны, в том числе среди участников RAEX-100, обучается все больше студентов. Если три года назад суммарное количество студентов программ бакалавриата, специалитета и магистратуры в сотне лучших вузов составляло 1,3 миллиона человек, то в этом - превысило 1,5 миллиона.
На увеличение повлиял рост бюджетного приема по приоритетным направлениям, необходимым для научно-технологического и социально-экономического развития страны. За последние годы зафиксирован рост количества бюджетных мест по педагогике, ИТ-специальностям, медицинским и некоторым инженерным направлениям (например, машиностроению). При этом прирост количества бюджетных мест в нестоличных регионах был более динамичным, чем в Москве и Санкт-Петербурге.
Главным объяснением увеличения численности обучающихся стал рост платного приема в вузы. В вузы топ-20 рейтинга RAEX в ходе минувшей приемной кампании впервые было зачислено больше платников (51 процент), чем бюджетников. Если же говорить про весь рейтинг, то средняя доля платников по топ-100 составила 46 процентов, в прошлые годы этот показатель колебался в диапазоне 41-42 процентов.
Популярность платного обучения сильно зависит от предметной сферы. По данным рейтинга RAEX-100, в социогуманитарных вузах четыре из пяти первокурсников обучаются платно (79 процентов). В медицинских вузах - каждый второй студент (51 процент). В классических университетах, педагогических и аграрных на возмездной основе учится 45 процентов студентов, в технических вузах только каждый третий (33 процента).
Платный прием изменится
В скором времени структура приема может сильно измениться, а доля "платных" экономистов, управленцев и юристов - сократиться. В мае президент Владимир Путин подписал закон о государственном регулировании приема в вузы на платной основе. С 1 сентября этого года правительство России сможет корректировать объемы платного приема в вузы, для каждой специальности будут устанавливаться отдельные лимиты, а льготные кредиты будут выдавать только на приоритетные направления. К ним относятся инженерно-технические, медицинские и педагогические специальности.
К инициативе ограничения платных мест на социогуманитарные направления опрошенные RAEX вузы отнеслись довольно настороженно: это может привести к сокращению объема финансовых средств, причем в довольно ощутимых масштабах (так, многопрофильным университетам платные студенты могут обеспечивать около четверти дохода).
При этом эксперты поддерживают идею повышения качества образования по социогуманитарным направлениям. "Думается, что в результате такая подготовка будет сосредоточена в ограниченном количестве ведущих профильных вузов, - считает проректор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Дмитрий Штыхно. - В 97 из 137 вузов Москвы реализуются образовательные программы по укрупненной группе "экономика и управление", при этом 50 процентов контингента обучающихся в регионе по данным программам сосредоточено всего в шести ведущих экономических вузах Москвы. Конечно, это несбалансированная ситуация, и она требует существенной оптимизации". Похожее мнение высказал и представитель Казанского федерального университета: идея навести порядок с платным обучением в целом правильная, но она должна быть рассчитана не на лидеров высшей школы, а на вузы, в которых массово готовят невостребованных специалистов.
Смена состава
У участников топ-100 рейтинга RAEX растет не только среднее число студентов, но и количество преподавателей. Численность профессорско-преподавательского состава (ППС) ежегодно увеличивается, хотя и не такими высокими темпами, как в случае с контингентом учащихся. По данным RAEX, за три года прирост численности штатных преподавателей в расчете на один вуз составил 5 процентов.
В ходе исследования зафиксирован еще один тренд - три года назад доля ППС с учеными степенями превышала 74 процента, год назад - 72 процента, по данным свежего исследования - 71 процент. Снижение нельзя трактовать однозначно - в этом есть положительные и отрицательные стороны.
Старшее поколение опытных преподавателей постепенно уходит, и это сказывается на снижении численности ППС с учеными степенями. При этом наблюдается рост численности молодых преподавателей. Профессорско-преподавательский состав вузов становится моложе.
Например, в Казанском федеральном университете с 2022 по 2024 год доля молодых преподавателей (до 39 лет) выросла на 2,1 процента, тогда как доля представителей академической среды старше 60 лет сократилась на 0,6 процента. При этом наиболее массовая группа - это преподаватели среднего возраста (от 40 до 59 лет), на которых приходится около 42 процентов численности ППС. В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого доля молодых специалистов в общей численности научно-педагогических работников увеличилась на 5 процентов за последние 3 года. А в РЭУ им. Г.В. Плеханова средний возраст сотрудников имеет устойчивую тенденцию к снижению, сегодня он составляет 48 лет. Впрочем, представители вузов признают, что омоложение кадрового состава дается непросто - для многих молодых людей перспектива работы в вузе не столь привлекательна, как возможность построения карьеры в бизнесе. "Современная молодежь воспитана в духе "быстрых побед", нацелена на выработку быстрых эндорфинов и, конечно, предпочитает не играть вдолгую, а обеспечить себе быстрый рост, - говорит Мария Врублевская, проректор по кадровой политике СПбПУ. - И академическая среда сейчас сталкивается с конкуренцией за кадры с бизнесом, где и зарплата выше, и треки продвижения более прозрачны. А что предполагает ученая степень? Это долгий тернистый путь, на котором нужно отодвинуть не только гедонистические затеи, но и планы наращивания быстрого материального капитала, что, безусловно, в приоритете у молодежи до какого-то момента".
Есть еще одна причина снижения доли сотрудников с учеными степенями. Речь идет о содержании обучения - многие вузы расширяют спектр практико-ориентированных образовательных программ и активно привлекают к преподаванию сотрудников компаний и организаций, и такие работники совсем не обязательно должны иметь ученую степень.
В Университете ИТМО количество молодых преподавателей растет, в том числе за счет привлечения специалистов из компаний-партнеров. "Они приходят совместителями на относительно небольшую нагрузку, поэтому растет и средняя численность ППС. Для реализации прикладных дисциплин удается привлекать преподавателей среднего возраста, руководителей технических подразделений профильных компаний, - поясняет Александр Маятин, исполнительный директор, доцент факультета информационных технологий и программирования Университета ИТМО. - Но серьезной проблемой является развитие "академического ядра" - штатных преподавателей, реализующих фундаментальные дисциплины. В первую очередь это связано с тем, что целенаправленной подготовки таких кадров практически нет, а выпускники аспирантуры, молодые кандидаты наук, в большей степени ориентируются на научную карьеру или работу в R&D-подразделениях компаний, чем на педагогическую деятельность". Так что же выбирают вузы: выращивать будущих преподавателей в своем университете или искать на стороне? По мнению Маятина, для фундаментальных дисциплин правильным решением видится выращивание будущих преподавателей в своем вузе, что, однако, является очень трудной и нетривиальной задачей.
Обучись и властвуй
Место в рейтинге RAEX-100 зависит от востребованности выпускников работодателями - на этот фактор приходится 30 процентов веса всех показателей. Анализируются интенсивность сотрудничества вузов с работодателями и качество карьеры выпускников.
С первого выпуска рейтинга в системе показателей присутствует критерий, учитывающий образование топ-менеджеров крупнейших компаний России. С 2024 года агентство RAEX анализирует и бэкграунд руководства федеральных министерств и ведомств. В новом выпуске массив данных пополнен сведениями об образовании судей Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ.
Для измерения вклада вузов в подготовку руководящих кадров субъектов РФ было решено проанализировать образование, полученное ключевыми госслужащими российских регионов. Название нового критерия - "число выпускников, занимающих руководящие должности в региональных органах исполнительной власти". В 2025 году были собраны сведения об образовании глав субъектов Федерации, заместителей глав регионов, а также членов правительств всех субъектов Российской Федерации.
Лидером по новому критерию стала РАНХиГС, намного опередившая конкурентов по количеству обученных региональных чиновников. На втором месте расположился Казанский федеральный университет, третье место занял Тюменский государственный университет. Далее в списке следуют МГУ им. М.В. Ломоносова, РЭУ им. Г.В. Плеханова и Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова.
Региональные университеты составляют достойную конкуренцию столичным вузам по части подготовки руководящего состава субъектов федерации. В число крупнейших поставщиков кадров для региональных правительств из числа региональных университетов входят Сибирский федеральный университет, Национальный исследовательский Мордовский университет имени Н.П. Огарева, Северо-Кавказский федеральный университет, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова и Тихоокеанский государственный университет. Впрочем, при подготовке чиновников федерального уровня доминируют вузы Москвы и Санкт-Петербурга.
Рейтинг лучших вузов России RAEX-100 - интегральная оценка качества подготовки выпускников вуза, определяемая количественными параметрами их образовательной и научно-исследовательской деятельности и качественными характеристиками, отражающими мнение ключевых референтных групп: работодателей, представителей академических и научных кругов, а также студентов и выпускников. В рейтинге не могут участвовать вузы творческой и спортивной направленности, а также силовых ведомств.
Рейтинг вузов России RAEX успешно прошел международный аудит IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence.